Об афонских подвижниках. О схимнике-болгарине (Порфирии)
В прошедший раз я обещался поговорить с вами о здешних афонских подвижниках. Теперь это кстати, потому что, желая ознакомить вас с некоторыми из числа братии Русика, я думаю здесь набросать биографические очерки их.
Наперед замечу, что, устраняя от себя излишнюю доверчивость к частным слухам об одном нашем афонском схимнике-болгарине (Порфирии), который, говорят, лет 15 уже очевидно борется с демонами, не ввожу его имя в состав настоящего биографического письма.
Так как жизнь этого дивного старца еще остается для нас загадкою, то я сообщу вам о нем мимоходом только то, что он будто бы во время Литургии видит нисходящий с неба огонь на Святые Дары; что будто бы временем является ему демон в светлом образе, в играющем молни-ею одеянии, с лучезарным огненным взором и говорит: «Кланяйся мне: я выше нежели Архистратиг, - я сила Господня!»
Старец плюнет-де и становится на молитву или отходит в другое место от призрака. Бывает еще и то, что демоны, являясь во множестве, тормошат его и не дают свободно молиться. Вещи весьма обыкновенные в подвижническом…деле…
Прежде всего я выставлю вам на вид настоятеля здешнего монастыря, главу целого общества. Как сторонний наблюдатель движений, слов и самых поступков Русика, я могу про все и про всех говорить вам по убеждению собственной моей совести и с чувством непритворной искренности.
Правда, о живых не говорят с отличной стороны как о действительных святых; справедливо то, что во святые никого не вменяют до его смерти, потому что неизвестно, как и самый строгий подвижник, достигший ангельской чистоты и бесстрастия, окончит жизненный путь свой.
Так корабль с драгоценным грузом, как он ни крепок, как ни красив и ни величествен, пока не выдержит всех путей моря, пока не достигнет счастливо пристани и не выгрузится, хозяин не может считать своим, тем более что иногда и в самой пристани может случиться крушение корабля. Поэтому и о живых нельзя говорить как о святых.
Но ежели люди с удовольствием смотрят на худую сторону нашей жизни, не стыдятся печатать иронические нарекания, как, например, г. Д., и публика не отвергает того, почему ж не выставить пред вами, друзья мои, редкие образцы, по крайней мере, личной святости и добра?
Что будет с ними впоследствии, нам нет нужды знать, или каков дух их личных действий, не наше дело исследовать; мы видим этот плодовый сад, видим обильный цвет его, видим начатки его плодов и, предоставляя осени обильный сбор или бесплодие, с участием посмотрим на него для собственной нашей пользы и назидания и во славу Божию.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь
|