Настоятель Русского на Афоне монастыря игумен Герасим
Настоятель Русского на Афоне монастыря игумен Герасим, обыкновенно называемый здесь геронтою, то есть старцем, 30 уже лет проходит свое звание в неукоризненности действий, почему и остается единственным в своем роде на Святой Горе и по давности правления, и по своей опытности.
Некоторые говорят, что он родом болгарин. Игумен хотя уже преклонных лет (ему теперь за 60 лет), но строгая его жизнь сохранила его силы физические, и несмотря на то что от длительности здешних бдений слаб ногами, он во всех отношениях, особенно в неусыпной деятельности, представляет собою редкий образец современного иноческого совершенства.
Я увлекся бы слишком далеко в развитии отличительных качеств этого маститого старца, если бы не боялся оскорбить его иноческой скромности, а потому за лучшее признаю молчать о нем, предоставляя случайным посетителям Святой Горы Афон и Русика самим лично узнать достоинства этого великого геронты, о котором подобные моим отзывы я слышал в Одессе и от А. С. Стурдзы… - (Александр Скарлатович (1791-1854) — русский писатель и публицист - портал Афон).
Чтоб более убедиться в справедливости биографического очерка в отношении прекрасной подвижнической жизни геронты Герасима, следует только обратить внимание на настроенность духа и на безмятежие его братства, а с тем вместе и на многие здешние образцы возвышенной духовной жизни.
Представьте сами: чего стоит дать братству, составленному из разнородных наречий, характеров и званий, умиротворить мысли и дух его, смирить самую волю и вести всех и каждого порознь твердо и неблазненно крестным путем строгого самоотвержения?
Одно это обличает в здешнем настоятеле дух сильный и высокий, вполне развитый опытами его собственной духовной жизни; от юности посвященной непорочному служению Господу Богу в великом схимничестве"
Следствием такой жизни отца Герасима то, что Русский монастырь в виду и Святой Горы, по строгости своих правил и по точности исполнения их занимая самое почетное место, стоит наряду с ее первоклассными общежительными монастырями.
После настоятеля в греческом обществе особенное обращает на себя внимание престарелый даскал (учитель), архимандрит Прокопий, чрезвычайный, иногда и не ко времени ревнитель Православия, за что, собственно, при обширных сведениях по части богословия, он выше степени архимандрита мог ступить в течение своей долгой жизни, но взамен славы, этой справедливой дани своим ученым трудам, глубоко захоронил в монастырском затворе свою физвестность и права на признательность восточной современности.
Единственным произведением его пера остается не так давно изданный в Афинах пространный катехизис; несколько рукописей он предполагает издать в России чрез г. Стурдзу, но хилость сил физических отнимает возможность к точности и в скорости исполнения этого предположения. Резкая и сильная словесность его ограничена в настоящее время только надгробными речами отходящей в вечность братии и на особенно важные события монастыря.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |