Афонский схимонах Макарий.
История жизни.
Плен
Раз в числе пяти человек он сторожил передовую цепь и кружился в легких разъездах, как вдруг несколько вооруженных с ног до головы черкесов налетели и схватили их; отбиться не было возможности по превосходству противников. Михаил достался в плен князю Морадину (около Анапы) и был им увлечен в горные его улусы, где вскоре потом выкупил его у князя зажиточный черкес Айтик Сумайский (Сумай - селение) и навсегда усвоил его себе в виде раба.
Можно себе представить, как был тяжел этот плен после раздольной жизни бедному русаку, но делать нечего: всякая надежда на свободу оставила его, и только мысль о побеге несколько успокаивала его сердце. Михаил решился во чтобы то ни стало убежать в горы.
Попытка удалась: он ушел, но случайно попался опять к горцам и испытал новый плен: его перепродали в Лаузы, и здесь-то начались его страдания за веру. Михаила убеждали отречься от христианства, но он с твердостью вынес пытки и имел случай скрыться оттуда в дикие горы Анатолии, где вскоре был схвачен турками и в числе нескольких подобных ему невольников с трапезунтского базара перепродан чурумскому паше с одним малороссиянином.
Последний скоро отрекся от Христа и признал Магомета за великого пророка, но Михаил оставался тверд как камень. Неволя и страдания закалили его в терпении, и, вынесши несколько пыток с удивительным великодушием, он снова бежал от своего мучителя в то самое время, как сей последний завязал жаркую ссору со своим соседом - марсиванским пашою.
Но, как и прежде, Михаил впал в руки неверных и доставлен в Искилин к начальнику этого местечка. Здесь жизнь его была не отраднее минувшей: тяжелые работы изнуряли жалкого пленника, а постоянное усилие принудить его к принятию исламизма выводило из терпения, так что новая попытка бежать закрылась в страдальческую голову Михаила.
Эта мысль еще более утвердилась, когда наперсник паши, мальчик, соскучившийся содомским удовлетворением сладострастному магометанину, объявил готовность делить горе и попытку побега с бедным Михаилом.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |