Афонский взгляд на здоровье
Это есть драгоценный Божий дар
Ваши письма, получаемые мною вдали от милой родины, драгоценны сердцу моему; в них я подслушиваю достигающие до меня звуки вашего сочувствия, вашего живого участия в судьбах моей заграничной жизни, и на эти родные звуки я не хочу, да и не должен оставаться без отголоска и не должен быть пред вами нем как рыба и глух как аспид.
Открылся случай и я с сердечным удовольствием принимаюсь за перо...
Мне нет нужды, да не считаю и приличным со своей стороны спрашивать вас, здоровы ли вы. Как инок, я строго держусь своих правил и, пожалуй, идя вопреки миру и его законоположениям, лучше буду спрашивать вас: «Больны ли вы, друзья мои? Хвораете ли вы?»
Жаль, ежели эти вопросы останутся без желаемого мною ответа, то есть очень жаль, если вы всегда и постоянно здоровы!
«Ты с ума сходишь! - воскликнете. - Ты мизантроп! Здоровье - драгоценный дар Божий, а ты какую чепуху плетешь: "Жаль, если вы всегда здоровы"?»
Я говорю вам, друзья, что я афонский инок; значит, прав, если иначе, чем вы, и мыслю, и говорю, и делаю вопросы. Очень понимаю, что в мире едва ли не единственный вопрос и при встречах, и в письмах, и в беседах: «Как ваше здоровье? Здоровы ли вы?» Если ответ: «Здоров», - мы с чувством вежливости приговариваем: «Очень приятно слышать!»
Само собою разумеется, да никто и не отвергает, что здоровье есть драгоценный Божий дар, но только ведь для праведника и для кающегося грешника; а для нераскаянного или нерадивого - дар опасный, которого если бы не было, много раз счастливее мог бы быть несчастный грешник.
Кто мало-мало знаком с духом Священного Писания и помнит слова святого апостола: если вы без наказания остаетесь, вы прелюбодейчищи, а не дети, тот будет со мною заодно, тот будет защищать меня. Кажется, на этом основании, то есть на словах апостольских, праведники нимало не дорожат и не просят себе у Господа здоровья, в сладость терпя всякую скорбь и посещение наказующей их десницы Божией, а кающиеся грешники часто вопиют даже к Богу, да наведет Он на них болезнь и скорби временно и да помилует вечно. Примеров на это я могу вам представить много, если угодно.
Но знаете ли, к чему и для чего в особенности я так говорю вам? Мне хочется рассказать вам про одного афонского старца, который и теперь еще жив. Значит, нынешнее письмо мое может служить продолжением прошедшего в некотором отношении.
Сознайтесь сами, ведь дважды за одно и то же преступление и на земле не наказывают; так же надобно понимать и о загробном Суде. Тот, кто отстрадает здесь, разумеется - в духе смирения пред наказующею правдою Божиею и с чувством детской покорности, там, благодатию Христовою, таковой является совершенно оправданным.:
Но горе тому, кто, не зная иных путей, кроме разврата и мирских сует постен, постоянно здоров и не понимает, что такое страдальческая жизнь! Такому лучше бы есть золу и полынь, рыдать и плакать, чем радоваться здоровью как драгоценному дару Божию. «Почему ж?» - спросите. Не меня, а святого апостола Павла об этом спрашивайте: я его слова предложил вам, к нему и обращайтесь, то есть к его назидательным Посланиям.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |