Афонское предание как один расслабленный, изнемогая в духе терпения, с воплем просил Господа прекратить его страдальческую жизнь
Я думаю, слыхали вы, афонское предание, как один расслабленный, изнемогая в духе терпения, с воплем просил Господа прекратить его страдальческую жизнь.
Хорошо, - сказал явившийся однажды больному Ангел, - Господь, как неизреченно Благ, соизволяет на твою молитву; Он прекращает твою временную жизнь, только с условием: вместо одного года страданий на земле, которыми всякий человек, как золото в огне, искушается, согласен ли ты пробыть три часа в аду?
Твои грехи требуют очищения в страданиях собственной твоей плоти: ты должен бы еще быть в расслаблении год, потому что как для тебя, так и для всех верующих нет другого пути к небу, кроме крестного, проложенного безгрешным Богочеловеком. Этот путь тебе уже наскучил на земле; испытай, что значит ад, куда идут все грешники; впрочем, только испытай в течение трех часов, а там - молитвами Святой Церкви ты будешь спасен.
Страдалец задумался. Год страданий на земле - это ужасное продолжение времени!
- «Лучше ж я вытерплю три часа, - сказал он сам себе, чем год».
- Согласен в ад, - сказал он наконец Ангелу.
Ангел тихо принял на свои руки его страдальческую душу и, заключивши ее в преисподних ада, удалился от страдальца со словами:
- Чрез три часа явлюсь я за тобой. Господствующий повсюду мрак, теснота, долетавшие звуки неизъяснимых грешнических воплей, видение духов злобы в их адском безобразии - все это слилось для несчастного страдальца в невыносимый страх и томление.
Он всюду видел и слышал только страдание и ни ползвука радости в необъятной бездне ада: одни лишь огненные глаза демонов сверкали в преисподней тьме и носились пред ним их исполинские тени, готовые сдавить его, сожрать и сжечь своим геенским дыханем.
Бедный страдалец затрепетал и закричал, но на его крик и вопли отвечала только адская бездна воим замирающим вдали эхом и клокотанием
геенского пламени, которое клубилось в виду трепетавшего заключенника. Ему казалось, что целые века страданий протекли уже; с минуты на минуту ждал он к себе светоносного Ангела, но Ангела не было.
Наконец страдалец отчаялся в его райском появлении и, скрежеща зубами, застонал, заревел, что было силы, но никто не внимал его воплям. Все грешники, томившиеся в преисподней тьме, были заняты собою, своим собственным только мучением, и ужасные демоны в адской радости и с хохотом вскрикивали: Вот славно! Пару и жару для жданных гостей!?
Наконец тихий свет ангельской славы разлился над бездною. С райскою улыбкою подступил Ангел к нашему страдальцу и спросил:
- Что, каково тебе, брат?
- Не думал я, чтоб в устах ангельских могла быть ложь, - прошептал едва слышным, перерывающимся от страданий голосом заключенник.
- Что такое? - возразил Ангел.
- Как что такое? - произнес страдалец. - Ты обещался взять меня отсюда чрез три часа, а между тем целые годы, целые, кажется, века протекли в моих невыразимых страданиях!..
- Помилуй, что за годы, что за века? - кротко и с улыбкою отвечал Ангел. - Час еще только прошел со времени моего отсутствия отсюда, и два часа еще сидеть тебе здесь.
- Как два часа? - в испуге спросил страдалец. - Еще два часа? А это - час только протек? Ох! Не могу терпеть, нет силы!
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |