СВ. КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД
Об
авторе трактата “О божественном единении” науке почти ничего не было известно
до 1996 года. В предисловии к греческому Добротолюбию прозвище Каллиста Катафигиот
производится от слова katafug», что
значит прибежище. По мнению греческих издателей, оно могло быть связано
с какой-нибудь церковью Богородицы[8].
Последние открытия не проливают света на это прозвище, истолкование которого
нуждается в дальнейших изысканиях. Высказывалось и предположение о тождестве
Каллиста с патриархом Каллистом Ксанфопулом, сочинение которого в сто глав
также попало в Добротолюбие. Недавно начавшаяся — к сожалению, сильно
запоздавшая — публикация исследования[9],
законченного (но не завершенного в полном объеме) уже в {С. 153} 1984
году при секции римокатолического богословия Страсбургского университета,
позволяет с гораздо большей определенностью ответит на вопрос, кому принадлежит
интересующий нас трактат. К сожалению, биографические сведения о св. Каллисте
новейшие изыскания дополнили лишь в незначительной степени.
В
рукописи Barberini 420 содержится 219 глав Каллиста Ангеликуда, 50 из которых
помещены в Добротолюбии[10]
под именем Каллиста патриарха в серии 83 глав, а 89 других — под именем
Каллиста Катафигиота в числе 92 глав[11].
Кодекс 506 (Афон. 4626) Иверского монастыря дает еще более ясную картину:
первые 115 глав совпадают с творением Каллиста Ангеликуда о рае как образе
внутреннего человека, при этом 76 глав входят в упомянутую серию Каллиста
патриарха, остальные 38 глав — Каллиста Катафигиота. Наконец, часть глав Каллиста
Катафигиота имеется в рукописи Vat. gr. 736, целиком посвященной Каллисту
Ангеликуду[12].
Интересно и то, что в тексте “Наставление безмолвствующим” в сто глав, изданном
в Добротолюбии под именем Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, есть прямые
заимствования из 22 слова Каллиста Ангеликуда[13].
Кроме того, включенный в Добротолюбие текст “О безмолвнической жизни” Каллиста
Тиликуды также принадлежит Каллисту Ангеликуду[14].
{С. 154} Таким
образом, творения Каллиста дошли до нас под разными именами: Меленикиот,
Ангеликуд, Тиликуд, Антиликуд, Ликуд, Катафигиот. За исключением последнего,
названные выше объясняются ошибками переписчиков (разные вариации слова
Ангеликуд) или именованием автора по городу Меленикон в Македонии, около
которого находился монастырь под окормлением Каллиста. По двум сохранившимся
документам известно, что патриарх Филофей Коккин в 1371 году признал этот
монастырь ставропигиальным. Следовательно, Каллист принадлежал ко второму
поколению исихастов 14 века. Однако из-за географической удаленности и малоизвестности
монастыря о Каллисте Ангеликуде ничего не было известно, хотя произведения его
принадлежат к числу важнейших богословских трактатов. Сказанное вполне
объясняет тенденцию переписчиков (может быть, подспудную и неосознанную)
надписать произведения преп. Каллиста более известным и авторитетным именем его
тезки (Каллиста патриарха).
Литературное
наследие св. Каллиста Ангеликуда обширно, но до сих пор не издано полностью[15].
Среди самых объемистых творений следует отметить, во-первых, полемическое
сочинение против богословия Фомы Аквинского[16],
основанное — вопреки ожиданиям — не на “Сумме богословия”, с которой Каллист
мог ознакомиться благодаря переводу Димитрия Кидониса [PLP 6, №13876],
выполненному в 1358 году, но на “Сумме против язычников”, перевод которой был
завершен в 1354 году. Тем не менее главное — как по значению, так и по объему —
место в антитомистском сочинении Каллиста занимают не скромные разделы типа “Об
отношениях веры и естественного разума” (ї1—15) или “О премудрости” (ї21—43), а
две главы, озаглавленные весьма характерно для последователя св. Григория
Паламы[17]:
“О божествен{С. 155}ной простоте и о различении сущности
и энергии” (ї211—531) и “Об исхождении Св. Духа и об отношениях Божественных
Лиц” (ї532—607). Во-вторых, “Исихастское обучение” (¹sucastik¾
¢gwg») — утерянное или дошедшее в качестве
разрозненных слов. Наконец, “Исихастское утешение” (¹sucastik¾
par£klhsij) — творение, состоящее из 30 слов
(некоторые из которых являются в свою очередь обширными сочинениями с
множеством глав), относящихся к аскетической и безмолвнической жизни.
Диссертация Кутсы посвящена как раз публикации четырех слов (три изданы
впервые) из этого последнего произведения[18].
Существуют также отдельные трактаты Каллиста, иногда очень обширные (как,
например, сочинения “О божественном единении” или “О внутреннем рае”), и
молитвы. Более точная классификация и издание творений св. Каллиста — дело
будущего.
В предисловии к греческому Добротолюбию автору трактата “О божественном единении” дана высочайшая оценка: “Насколько же свидетельствуют настоящие его главизны, муж был поистине во внешней и внутренней философии образованнейший; ибо настолько сей блаженный восклонялся к премирной сокровенности Троической сверхсущности, с соработничеством благодати, и так возносился к боговидению и непосредственному единению и умному молчанию и сверхнепознаваемому неведению, совершенно от всего отрешаясь, через изобилие чистоты, что являлся поистине как бы ангелом и богом по благодати на земле” (перев. В.В. Бибихина).