Бдения на Афоне
Но обратимся к нашему письму...
Вы восхищаетесь нашими афонскими бдениями, вы любуетесь нашею жизнью, а с тем вместе желаете и знать: каким образом можно всенощную продлить до 14-ти часов сряду? Надобно сказать, что подобные бдения очень редки, и в круглый год, может быть, одно, два или много три только бывают бдения такого рода.
Здесь три разряда афонских бдений: первое торжественное, праздничное в полном смысле, о котором мы сейчас говорили; второе на двунадесятые праздники, продолжающееся до 12-ти часов, а третье — воскресное, обыкновенное, не восходящее выше десяти часов. К последнему относятся и дни великих святых.
- «Чем так длятся бдения?» — спрашиваете вы. — Разумеется, молитвою и славословием.
Испытайте сами, изберите себе день (ночью вам ли бодрствовать!) и нарочно исправьте бдение так, как устав предписывает. Главное, все пойте, что положено петь, прибавьте акафист по шестой песни канона, четыре пространных чтения из отеческих нравственных или исторических книг Церкви после кафизм и за каноном, самый канон весь пропойте и после первого часа вдобавок предложите себе также чтение; тогда увидите, каково будет ваше бдение.
Я и забыл сказать, что у нас вычитываются в свое время пророческие песни, о которых я доселе и понятия не имел, да и вы, вероятно, также не знаете их.
«- Ужели ж в это длинное бдение никто у вас не подремлет, никто не заснет?» — спрашиваете также.
Без сомнения, не без того: ведь и здесь люди! Впрочем, очень строго наблюдает за этим екклесиарх, а тем более игумен или духовник. Не подумайте при этом, что для всех здесь так строго и что все поставлены на одинаковой степени законоположений в отношении подвижническом: монастыри штатные стоят гораздо ниже киновий, а келлиоты едва ли не в последнем классе вольной жизни.
Но и там есть удивительные образцы испытанной добродетели и подвижничества, конечно, в меньшем числе против киновий, а тем более скитов, которые стоят на высшей степени к совершенству, оставаясь в самом глубоком уединении пустынном.
Что касается до послушаний, о которых вы желаете знать, - их нельзя определить с точностью и по множеству, и по разнообразию их.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |