Афонский Ксенофский скит история
Скит Ксенофский расположен на уединенном месте, по южному скату одного из прибрежных холмов залива Монте-Санто, то есть Святогорского. Глубокий поток, к которому низменною частью своею отклонился скит; служит граничною чертою земель Русского на Афоне и Ксенофского монастырей. Только на шумное море, к юго-западу, расстилается даль своими однообразными видами; с прочих сторон скит загорожен высотами.
Древняя и небольшого объема церковь соборная ничего не имеет особенного в наружном своем виде, она обыкновенных форм и стиля. Близ нее устроена гостиница (фондарик), а по сторонам на значительном пространстве разбросаны убогие келлии скитской братии; при каждой из них своя церковь, разумеется, самая малая - для двух, а много для пяти братий.
Престол вообще в келейных церквах, или параклисах, не отделяется от восточной стены, а занимает место в глубокой нише, выложенной в полукружие. Подобные ниши устрояются возле престола: слева для жертвенника, а справа для ризницы. В церквах такого рода нет царских и боковых дверей: они заменяются занавесками. О жизни скитской помнится, я писал.
Говорят, что Афонский Ксенофский скит прежде принадлежал Русскому монастырю; это подтверждается хранящимися у нас актами. Но тогда как Русик дошел до крайности и запустения, Ксенофский монастырь усвоил себе скит со значительным пространством земли и навсегда утвердил его за собою.
Разумеется, если бы Русик имел прежнюю силу свою или пользовался бы особенным покровительством Русской миссии в Константинополе, потерянное и отнятое могло бы найтись для него; но кто восстанет за него и кто поможет ему в его критическом положении?.. Русик, впрочем, держится евангельских правил: он все терпит, в чаянии светлой будущности.
Дикей, или годичный правитель, Ксенофского скита нас принял с болгарским радушием, с истинно иноческим расположением сердца. Кофе был тотчас изготовлен, и вслед за тем довольно сытный и вкусный ужин из овощей пустынных укрепил и оживил наши силы. Около полуночи, не ранее, мы заснули после ласковых речей и братской приветливости дикея и его скромного послушника.
Наутро мы, вычитавши правило, пошли в церковь. Всего для меня утешительнее было видеть и лобзать здесь, между частицами святых мощей, главу святого Амвросия Медиоланского. По чувству особенного благоговения к сему величайшему из святителей западных, я живо себе представил его жизнь и дивные ее обстоятельства, его апостольскую ревность и несокрушимую твердость духа в обличении сильных земли. Амвросий, как признавал и сам Феодосии Великий, был единственным епископом своего времени и века. Литургию слушать пригласили нас в одну из келейных церквей скита.