Искушение афонского подвижника
Главные преимущества пустыни - невидение женских лиц
В прошедшем письме твоем ты восхищаешься безмолвием нашей жизни и просишь писать о ней со всевозможными подробностями; даже, увлекаясь чувством необходимости уединения для твоей пользы сердечной, ты блажишь нас и сам бы рад водвориться с нами на Афоне.
Все это справедливо, друг мой; совершенная правда, что пустыня имеет более удобств ко спасению, чем мир или отшельничество среди мира. Главные преимущества пустыни - невидение женских лиц, незнание новостей и разных пустых слухов и молчаливость, потому что там, в пустыне, не с кем разглагольствовать. Впрочем, в известной степени и эти исключения не чужды пустыне. Послушай, что я расскажу на это: демон не столько силен, сколько хитер и многосторонен в искушениях...
Не так давно один великий афонский подвижник признавался известному мне, по отношениям духовной жизни, старцу, что, оставаясь в глубокой пустыни и уединении, он (подвижник) был поражен странным явлением, возмутившим сердечный покой его.
Раз ночью, когда пустынник спокойно занимался богомыслием и молитвою, вдруг предстала пред ним женщина обворожительной красоты.
Полусвет луны падал прямо на привидение, так что пустынник невольно взглянул и видел лицо женское. Сначала пустынник затрепетал, но потом мало-помалу успокоил себя; в самое то мгновение, когда явился призрак, он закрыл глаза и перекрестился. Как молния исчезла женщина, но не исчезла мысль о ней.
Всею силою своих демонских очарований сатана напал на бедного подвижника, взбунтовал его мысли, разгорячил кровь и воображение, так что несчастный чувствовал в себе неукротимое жжение пламени своих собственных страстей и раздражительное волнение духа. Только слезы и прилежная молитва могли успокоить пустынника.
Конечно, маловерный, особенно ученый мирянин, может приписать это игре только воображения, а не действительности демонских искушений; но я пишу не для образованного невера, а для тебя, мой друг, в полной уверенности, что ты чужд еще неверия. Мирская ученость отвергает много не только священного, но нередко даже и Бога, а потому допустит ли она то, что ей кажется странным, а между тем в нашем сердечном веровании и в подвижнических опытах истинно и неизменно?..
Итак, видишь, друг мой, и в глубокой пустыне есть, и даже много, своего рода искушений и опасностей. Это правда, потому что чем выше мы поднимаемся по степеням созерцательной жизни, тем запутаннее и тем опаснее для нас брань с сатаною, который, по замечанию святого апостола, принимает иногда на себя вид и светлого Ангела, а не только какой-нибудь призрак, свойственный его демонскому бесстыдству и наглости.
В наших пустынных афонских общежитиях , конечно, не может быть подобных искусов, но только под условием, если киновиат будет руководиться не собственным мудрованием и волею, а строгою и безропотною покорностью настоятелю и братии. Без этого все наши подвиги - ничто, потому что в киновий (общежитии) требуется не таинственность келейных занятий, не беспрерывность молитвы, а безусловная готовность, на всякое послушание наравне с братством.
Выйди из общения с братством - тогда в этом отношении, как и во всяком другом, все потеряно: враг восторжествует и наверное расставит сети самого незаметного с нашей стороны, но гибельного для нас ловительства.
Письма святогорца к
оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь
|