Святогорская медицина
Вы знаете, что, соглавсно афонской медицине, в известных родах болезни необходимо кровопускание, а в некоторых шпанские мушки. И то и другое для меня было истощено. Кровь мне пускали тогда, как, оправившись от болезни, я простудился, вторично занемог и был в невыносимом жару повторившейся с большим против прежнего ожесточением горячки. Мне было крайне тяжело; впрочем, я не терял чувств и не бредил. В крайности доктор пустил мне поначалу кровь из левой руки, а потом приставил мушки к затылку и к икрам пламеневших ног.
Действия мушки мне были легки; но что впоследствии я вытерпел, это невыразимо! По отнятии мушек доктор выпустил жидкость из надувшихся пузырей и заставил своего ученика содрать кожу с ран для того, чтоб продолжать в них раздражение. Представьте ж себе, каково сдирать кожу с живого человека! То правда, что мушки оттянули ее от тела, но ведь не начисто: значит, надобно было, притом руками, отдирать целые лоскуты кожи от загноившихся ран... Впрочем, это еще не конец терпению.
По осмотре пульса доктор признал за необходимое раздражить раны на ногах в течение, по крайней мере, недели; я безусловно уступил необходимости. Четыре дня, таким образом, протекло в самых страдальческих для меня операциях: каждое утро докторский ученик являлся ко мне и, отнимая от ран капустный листок, намазанный чухонским маслом или другою подобною тому матернею, из всей силы проводил бумажным платком по ранам для того, чтобы счистить с них гной и произвести раздражение.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |