Афонское предание: Босоногий поп
Афонское предание:
Босоногий поп, или папас, был удивительной жизни и правил. Странноприимство его было так велико, так редко в своем роде, что в настоящую пору нет здесь подобного образца. Может быть, такие люди и в иноческом мире, как гении, производятся веками.
Если случалось когда босоногому попу отлучиться из келлии на день, он, для того чтоб не прошел мимо него кто-нибудь из странных голодным, обыкновенно отворял настежь дверь своей келлии и на фон-дарике (гостиной) накрывал стол, расстанавливал по нему разного рода кушанья из зелий пустынных, оставлял целый кувшин виноградного вина и бутылку водки...
Образ такой жизни дивного странноприимца был известен Святой Горе, Афон а потому каждый из прохожих заходил на Космодамиановскую келлию. Если не было дома хозяина, прохожий спокойно садился за стол и, наевшись досыта» напившись, удалялся в свой путь, благодаря Бога и отсутствующего хозяина. Признательная современность Афона не оставила без внимания такого странноприимца: Космодамиановскую келлию она назвала его именем, и, конечно, Бог не лишил дивного босоножца лона Авраамля в Небесах.
При памяти о босоножце невольно возникает вопрос: не тот ли это бсхоножец, о котором пишет наш Барский, бывший вторично на Святой Горе в 1744 году?
Куда удалился после того босоногий папас (надобно заметить, что греки не зовут иеромонахов иначе, как напас, то есть по-нашему поп), неизвестно; Барский ничего не пишет. Очень статочно, что изгнанник, свыкшийся с глубоким уединением и отшельническою жизнью, перешел сюда.
Это статочное потому еще, что здешняя пустыня чрезвычайно хороша и может вполне соответствовать целям и желанию самых строгих отшельников. Но чего не договорил Барский, мы не будем дополнять того своими собственными догадками и предположениями, затем, что историческая сторона моего письма, или просто история, того не терпит.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |