Члены протата - афонского синода
Прежде нежели я объясню вам ход самого дела по направлению протатской рассуды, не лишним считаю набросить здесь легкий очерк самых членов. Первые места в афонском синоде, пред мангалом, занимают игумены, а в случае отсутствия их - проестосы, или старшины-монахи Лавры, Ватопеда, Ивера и Хилендаря; остальные шестнадцать мест, в своем порядке, остаются для старцев прочих монастырей.
Надобно заметить, что голос старцев общежительных монастырей имеет здесь на Афоне более и силы, и строгой рассудительности; проестосы штатных обителей хотя и имеют влияние на ход дел, но их решения и суд бывают всегда или неосновательны, или слабы в самой своей справедливости.
В настоящее время и без стороннего указания я мог различить между членами - кто из них киновиат и кто проестос штатного монастыря, потому что на некоторых одежда была в изысканном вкусе, на самых лицах отпечатлевались резкие черты келейного поведения. Из-за распашных рясок проестосов штатных монастырей торчали пушистые оторочки лисьей шкуры и куницы, между тем старцы киновий отличались, в полном значении слова, иноческою скромностью и в одеянии, и в самой личности.
Меня в особенности удивило то, что все старцы были просто в камилавках, без крепы, а наш игумен отличался от всех полным одеянием и увлекательною наружностью. Между членами он был старше всех по летами и аскетической опытности, что и оправдывал трогательным образом в самом протате, потому что занимал последнее место между старцами.
Тогда как члены синода заняли свои места, старший из них обратился с вопросом к нашему старцу-игумену о здоровье и состоянии обители; вслед за тем он потребовал от секретаря предписание Святейшего Патриарха, что тот и исполнил немедленно.
Члены просили прочесть вслух всем бумагу, и г. секретарь уселся на пол пред мангалом по-восточному обыкновению, и, оставаясь в полулежачем положении, прочел требование Святейшего Патриарха, а потом и Константинопольской Русской миссии в рассуждении паспорта Г-ва. Когда кончилось чтение, мне представили письмо, которое было писано мною по просьбе Г-ва в Россию, к его жене.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |