Афониада
В нынешнюю поездку на Карею я заходил и в училище, которое время от времени, кажется, приходит в чувствительный упадок, хотя Святейший Патриарх и протат очень им озабочены. Просвещение Востока и Афонской Горы еще так слабо, так неудовлетворительно, что с сожалением и грустью надобно признаться, что гнев Божий, поразивший Восток в его гражданском быту, самый ум и сердца страдающих греков лишил той гениальности, высоты и необыкновенных дарований, при которых Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов явились учителями вселенной, при которых и Святая Гора Афонская даровала нашей России редкого в догматических сведениях Максима и для самой Греции сильного в аскетическом духе Паламу.
Дай Бог, чтоб со временем Святая Гора Афон могла быть рассадником духовной мудрости! Впрочем, в настоящее время очень жалко смотреть на здешнее училище. Представьте себе учеников - иноков с длинными бородами; какое ж ученое их занятие? Какие книги питают их любознательность?
Первая часть арифметики и начатки христианского учения, то есть краткий катехизис... Это бы не беда еще, но вот что плохо: ученикам не дают свободы в образе жизни и питают их неудобосваримою пищею.
И поневоле бородатые школьники дают тягу, предпочитая при грубой пище тяжелые труды, и из-за книги с удовольствием стремятся к своему декилю, чтоб копать землю и бить камень, чем рыться в глубине премудрости. Между тем учителя получают здесь очень хорошее жалованье. Что делать!..
Кроме путешествия моего в протат, в январе месяце я еще имел удовольствие странствовать на муле верхом в Зографский монастырь, который лежит от Русика в 15-ти верстах. Об этом странствии я поговорю с вами в следующем письме, а теперь прощайте.