Ксенофонт
Дорога в Зограф
В прошедшем письме я обещался поговорить с вами об афонском путешествии моем в Зограф, и ныне исполняю это обещание. Настоящее путешествие мое, думаю, так же занимательно, как и прежние, а в некоторых отношениях даже и занимательнее.
Путешествие в Зограф было уже на масленице (28 января). С. М. Комаров, санкт-петербургский купец, а ныне инок Серафим, непременно должен был отправиться туда по своей надобности, а потому он пригласил и меня в спутники.
После моей хворости и долговременного затвора в келлии я очень быль рад сему приглашению. 28 января после обеда мы отправились с отцом Серафимом в Зографский монастырь. Более половины путь наш лежал по взморью. Погода была самая прекрасная. Солнце ярко отражалось и играло в переливных волнах чуть плескавшегося моря; легкий ветер так слабо освежал дыхание воздуха, что жар был очень чувствительный. Местами путь наш, слева, стеснялся морем, и мулы (мски) по колена брели водою; а между тем, с правой стороны торчали над нами отвесные глыбы растрескавшихся прибрежных скал.
Сердце замирало при виде их, более еще потому, что эти исполинские скалы местами уже отшатнулись от гранитных твердынь своего материка и при первом потрясении земли десницею Всемогущего готовы с грохотом полететь в море. Два монастыря, Ксенофский и Дох пар, лежали на нашем пути.
Первый из них, Ксенофский, отстоит от Русика в пяти верстах. Ктитор, или основатель этого монастыря, первоначально был Ксенофонт, известный вельможа греческий, впоследствии кончивший жизнь свою вместе с детьми своими Иоанном и Аркадием в Лавре святого Саввы Освященного в Палестине, а возобновление его (около 1545 года) приписывают Дуке и Радулу, боярам влахийским.
Ксеноф поначалу оставался в ведении сербов, которые и населяли его, но со временем, при тесных обстоятельствах потрясенного Востока, они оставили свое жилище, и вместо них поселились греки, которым он и принадлежит. Кроме своих святынь и памятников старины, монастырь сей особенно заслуживает внимания потому, что общежительный, хотя с некоторыми ограничениями настоятельских действий и распоряжений.
Внутреннее расположение, самые храмы и братские корпусы его ничем не отличаются от других монастырей. Здесь замечателен между прочим в главном соборе, посвященном имени святого великомученика Георгия, мраморный иконостас отличной работы и полировки. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе, по моему и других замечаниям, гораздо уступает здешнему в роскоши, красоте и особенно в разнообразии цветов своих.
Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко. Впрочем, подобные иконостасы на Святой Горе чрезвычайно тяжелы в зимнюю пору, потому что имеют вредное влияние на воздух, который, при мраморном тоже помосте и каменных стенах, дышит несносным, тонким и пронзительным холодом, следствием чего бывают простудные горячки и особенная боль в ногах.
В притворе здешнего собора меня поразило и заняло мысль мою своими странными формами прекрасное хрустальное паникадило, лампы которого осенены полукружием исламической луны. Принятие подобных вещей в храм истинного Бога нельзя похвалить, в особенности на Святой Горе, и тем еще более, что легко находить для украшении церкви, и на Востоке, те же паникадила со символическими чертами нашего христианского характера.
В отношении к экономической части Ксеноф имеет преимущество, кажется, пред всеми монастырями афонскими, потому что внутри его есть мельница при быстром ключе, прорезывающемся сквозь весь монастырь по направлению от запада к зимнему востоку.
Не менее того он замечателен, с одной стороны, и тем, что близ него с западной стороны течет ключ целительной воды, которая чрезвычайно очищает желудок и имеет особенное влияние на желчь. Греки и славяне называют эту воду кислою. В самом своем свойстве она имеет более сладковатости и часть солоноватости, а не кислоты. Если пить ее так, как она есть, то есть холодную, действие ее нечувствительно; но согретая быстро, скоро производит благотворное действие.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |