Пора уже к Зографу
Зографский монастырь от моря остается на полчаса ходу. Здесь, то есть при море, устроена прекрасная его пристань и могучий арсенал. Вид отсюда на самый Афонский шпиль, или на возвышенный пункт горы, чрезвычайно хорош; даль на юг ограничена морем, а с запада - отдаленным рубежом врезавшейся в море Македонской губы.
Путь от моря и до самого монастыря торен и очень хорошо выстлан камнем; по левой стороне его местами разведены обширные виноградники, а справа глубокий овраг изрыт быстрым потоком, шумно скачущим по направлению к морю. Там устроена монастырская мельница. Развесистые платаны оттеняют поток; местами мелкий кустарник вьется по недосягаемым высотам гранитных скал и тоскующий голос пташек жалобно воркует в их ароматной глуши.
В особенности весною подобные места имеют много очарования. Каждый тогда поток, каждая роща и тень имеют своих певцов; соловьи - их единственные гости. Здешние соловьи, впрочем, менее разливаются в своих звуках и трелях, чем наши северные. Что тому причиною - не могу ничего на это сказать.
Зограф окружен со всех сторон соседственными горами и расположен на уступной высоте одной из них. Этот монастырь посвящен имени святого великомученика и Победоносца Георгия и славится тремя его чудотворными иконами, из которых одна написалась сама собою, вследствие чего и монастырь назван Зографом.
«Зограф», или «Зографос», в русском переводе значит «живописец». Около вечерни скромно мы приблизились к этому монастырю на усталых мулах наших, скромнее того вступили внутрь его, никем не замеченные как странники, и притом в такую пору, когда большая часть братства покоилась послеобеденным сном.
Надобно заметить, что Афонский Зограф - монастырь болгарский; во множестве братии его один только грек и двое русских. Служба совершается на нашем церковном языке, то есть на славянском, впрочем по греческому напеву. Мы прибыли сюда за полчаса до вечерни, так что после обычного угощения на фондарике вареньем (глико), ракою (водкою) и кофе мы успели отдохнуть на цветных диванах, не объявляя никому цели нашего прибытия. Прислужники гостиницы знали, что мы из Русика, а потому покоили нас с искренним радушием.
Когда ударили в току к вечерни, и мы появились в притворе соборного храма. Там зографские проестосы, или значительнейшие из старцев, дружески и с распростертыми объятиями родственной, славянской любви приветствовали нас. Чувство особенного расположения к нам питает из них нынешний епитроп, или главный распорядитель экономическими делами, Иларион, который бывал в России и странствовал на поклонение в Киев.
Много и других найдется старцев, которые хорошо знают Россию и видали ее снежные равнины. Главный из проестосов, архимандрит Анатолий, хотя родом и албанец, но в последнее время был в подданстве России» в которой провел около 20 лет, находился при Миссии в Афинах и имеет два ордена 3-й степени святой Анны и святого Владимира. Здешние старцы в самых искренних отношениях к Русику и остаются во взаимности общения между собою, поэтому русские в Зографе и зографцы в Русике всегда бывают предметом дружеской внимательности и приветов.
Вечерня совершалась обыкновенным порядком, в главном соборе святого великомученика Георгия. Новый иконостас своею причудливою резьбою, символическими изображениями и светлою, без теней, сплошь позолотою занял наше воображение и приковал к себе глаза на долгое время. Кроме древности своей, собор имеет бесценные украшения при трех колоннах, поддерживающих его просторный купол: это чудотворные иконы святого Победоносца Георгия.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |