Первая икона святого Победоносца явилась на Афон из Сирии
Есть предание, будто бы эта икона, дивным мановением Божественного Промысла, явилась сюда от Фануилева монастыря, который существовал в Сирии близ Лидды, отечества святого Георгия. По словам и рассказам самого игумена Фануилевой обители (он скончался на Святой Горе Афон в Зографе), пред тем временем, когда Бог положил в праведном Своем гневе предать всю Сирию, а вместе с нею и Фануилеву обитель, расхищению варваров, в виду всего братства писание от иконы святого Георгия само собою отделилось от доски, поднялось с места и - скрылось неизвестно куда.
Огорченные и испуганные таким чудом, иноки со слезами пали пред Богом и молились Ему во имя святого Победоносца и великомученика Георгия, чтобы Господь явил, куда скрылся от них чудотворный лик этого страстотерпца. Бог услышал их молитвы, и святой Георгий утешил игумена Фануилевой обители явлением своим.
- Не печальтесь обо мне, - сказал ему явившийся Победоносец, - я нашел себе храм в жребии Божией Матери, на Афоне. Если угодно, спешите и вы туда же, потому что гнев Божий готов разразиться над развращенною Палестиною!
Вследствие сего иноки той обители вместе и с игуменом своим немедленно отправились на Святую Гору и поселились в Зографе, где действительно нашли оставивший их лик святого Георгия, написавшийся на новой доске.
Произволении святого Победоносца оставить его икону в Зографе
Между тем о его явлении на Афоне есть здесь следующий исторический рассказ.
В царствование Льва Мудрого, императора Греческого (в 911 году), родные три брата, по имени Моисей, Аарон и Иоанн, родственники Юстиниана Великого, родом из Охриды, в чувстве особенной любви к Богу решились оставить мир, славу и знаменитость рода своего и принять на себя ангельский образ.
Чтоб вернее отразить от себя приражения демонских искусов и умертвить страсти собственной плоти, они избрали для того глубокое уединение и водворились в афонской пустыне, именно близ нынешнего Зографа.
Вскоре по прибытии своем сюда они устроили небольшую церковь и не знали, кому и в чье имя посвятить ее, потому что каждый из них предлагал такого из святых, к которому имел особенное усердие. В предупреждение несогласия и споров братской любви они наконец решились обратиться с молитвою к Богу и просить, чтоб Он Сам назначил, кому посвятить их небольшую церковь и чью икону написать на приготовленной деке.
Вследствие сего все трое они стали однажды на молитву в вечер, каждый в своем затворе, и во время самой их молитвы необычайный свет ярче солнечных лучей разлился от новоустроенного ими храма по соседственным высотам их келлий.
В недоумении и страхе они всю ночь пробыли в молитвенном подвиге и утром, сошедшись при храме, с крайним удивлением увидели там на приготовленной деке лик святого великомученика Георгия Победоносца, от которого в ту ночь исходило небесное сияние и освещало их скромную пустыню. Из этого они поняли и уверились, что Господь исполнил их молитву и чудесным образом явил того, которому должна посвятиться их церковь.
С тех пор чудеса начали беспрестанно совершаться от великомученической иконы, так что народ во множестве стекался в Зограф на поклонение святому Победоносцу. Между тем слава о них донеслась в Константинополь и огласила ими царственный дом мудрого Льва.
В чувстве умилительного благоговения и ревности сам император решился странствовать на Святую Гору Афон видеть и лобызать чудотворную икону и насладиться беседою великих подвижников - Моисея, Аарона и Иоанна, о которых отзывались все и всюду со самой отличной стороны. Вслед за тем посетил Зографскую пустыню и Болгарский царь Иоанн, от Тырнова.
Их богатыми вкладами и приношениями начал возникать и наконец возник в приличном великолепии обширный Зографский монастырь, впрочем, впоследствии превращенный в развалины варварами и пиратами. Нынешний монастырь основан на развалинах прежнего Господарем Молдавии Стефаном, в 1502 году от Рождества Христова. Его устройство, формы, террасы и наружные мезонины, одним словом - Зограф ничем не отличается от прочих монастырей афонских.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |