Детство
В 1814 года 27 августа, в многочисленной семье дьячка церкви села Пищальского (Вятской губернии, Орловского уезда) Авдия Веснина прибавился еще один член: новорожденный младенец, которому при Святом Крещении нарекли имя Симеон. Хилый и болезненный со самых пеленок, он сделался любимцем не только отца и матери, но и шести братьев и двух сестер своих; особенно же любил его старший брат Димитрий, и эта любовь, с присоединившеюся к ней впоследствии дружбою самою искреннею, всегда тесно связывала двух братьев.
Обремененный многочисленным семейством дьячок Авдий, от природы деятельный и трудолюбивый, если и не мог доставить своей семье приличной обстановки, то, при всей своей бедности, умел по крайней мере не дать почувствовать нужды ни жене, ни детям своим.
Ревностный исполнитель обязанностей по церкви и в отношении к своему священнику, неутомимый пахарь и косец летом, трудолюбивый и искусный столяр-самоучка зимою, он, несмотря на преклонные лета, не только не заставлял семейных своих нуждаться в чем-либо, но еще находил возможность помогать бедным; прохожий же странник никогда не переступал напрасно за порог пищальского дома его, но всегда находил ласковый и радушный прием и место за семейной трапезой.
Несмотря на постоянные труды и разнообразные занятия, Авдий находил еще время учить своих детей и сам, без посторонней помощи* приготовлял их в духовное училище. Но главным предметом его занятий с детьми было вселить в них твердую веру в Бога, страх Божий и нелицемерное благочестие, в чем Господь Бог и помогал ему.
Подобно старшими братьям, и Симеон первоначальным своим образованием обязан был родителю, а сохранением жизни и поддержанием слабого здоровья - матери своей, отличавшейся истинно христианскою добротою, любовик) и состраданием ко всем, кто был беднее ее. И за все эти попечения Симеон питал к родителям своим самое глубокое уважение, нежнейшую любовь, не знавшую пределов, и во всем беспрекословно исполнял волю их. И здесь, на Афоне, не мог он говорить о добрых своих стариках без слез!
Патриархальный быт родительского дома, глубокое благочестие отца, матери, братьев и сестер, частые по вечерам беседы о предметах исключительно духовных или чтения вслух Четьи-Миней и Священного Писания, частый прием странников, рассказы которых о святых местах увлекали Симеона, а также и трудолюбие отца, имели сильное влияние на дальнейшее развитие ребенка, и можно сказать утвердительно, что настроение ума и сердца его к жизни созерцательной, аскетической образовалось в нем с самых лет детства.
Со вниманием слушая чтение отца или рассказы странников о Киеве, Новгороде, Москве, о Святой Горе Афонской, Палестине, Иерусалиме и о Гробе Господнем, Симеон любил живо представлять все эти места в детском своем уме и только о том и думал, как бы побывать там самому.
Еще в детстве, - говорил он нам, - занимала меня мысль о путешествии к святым местам. Помню, как я нередко, особенно по вечерам, со слезами молил Бога перенести меня к святыням, а ночью мне снилось, будто в каком-то чудном, неведомом для меня месте ласкают меня святые.
Вернуться к оглавлению: Сергий Веснин. Биография
Сергий Веснин. Фото 1866 год
Письма святогорца Часть I
Письма святогорца Часть II
Карта портала
|