Один из вечеров в доме родителей о Сергия
Рассказывая о детстве своем, отец Сергий так живо, так увлекательно передавал нам о вечерах в доме родительском, что картина домашнего быта сельского дьячка представлялась нам как будто перед глазами.
Не обладая ни даром слова, ни красноречивым пером покойного автора «Писем о Святой Горе Афонской», мы все-таки сообщим благосклонному читателю нечто из рассказов о летах детства его и, припоминая слова отца Сергия, опишем один из вечеров в доме его родителей.
«Февраль на исходе, а ничто в природе не предвещает начала близкой весны: по временам продолжает перепадать снег, а солнышко хотя светит и приветливее зимнего, но все-таки не может преодолеть морозов, особенно сильных по ночам, и выказывает могущество свое только в ледяных сосульках у окраин крыши сельских домиков.
Смеркалось; я закрыл Псалтирь и умильно поглядывал на дедушку Андрея, который с каким-то наслаждением кряхтел и потягивался на печке, разогревая прозябшие свои кости: я воображал себе те наслаждения, какие вкушу вечером, когда он, отдохнув, станет рассказывать нам о своих странствованиях. Но надо познакомить Вас с этою личностью.
Дедушка Андрей, давний наш знакомец, - странник во всем объеме этого слова. Лет тридцать занимался он торговлей, разъезжая по деревням с разной мелочью, и этим скопил себе порядочный капиталец. Выдав потом замуж единственную дочь за хорошего человека, Андрей отдал ей все свои деньги и домик в Орлове, а сам пустился странствовать по святым местам.
Посетив несколько раз все святыни русские, он дважды побывал в Иерусалиме, в Палестине, здесь, на Святой Горе Афонской, заходил даже в Бар-град поклониться угоднику Божию святителю Николаю Чудотворцу. Но куда бы ни пускался он из дому на богомолье, путь его неизбежно лежал через село Пищальское, поэтому дом наш служил ему станцией.
Дедушка любил всех нас, а мы все любили его; он гащивал у нас дня по два, по три и более. Приход его всякий раз бывал для меня совершенным праздником; он как будто по печатной книге рассказывает, бывало, о своих странствованиях, а мы все сидим около него и внимательно слушаем.
Так было и в тот вечер, о котором хочу рассказать вам. Стемнело совершенно, и в обширной кухне, где по зимам мы обыкновенно сиживали, воцарилась глубокая тишина; можно бы, кажется, было слышать полет мухи, если бы этой тишины не прерывали частые воздыхания слепой старушки-няни и изредка храпенье дедушки Андрея. Все, по нашему выражению, сумеркни-чали, бодрствовал только я, придумывая, о чем бы затеять с дедушкой разговор и порасспросить его.
Наконец я решился завести речь о наших русских монастырях, которых он видел множество, а я ни одного. Вот стукнуло кольцо у калитки, послышались тяжелые шаги - и вошел батюшка; он сопровождал куда-то священника с требою. «Полно Вам спать-то, уж вечер на дворе; что ночью-то станете делать?» - заговорил он, распоясываясь и снимая тулуп: «Вздувайте-ко огня, - да за работу».
Вернуться к оглавлению: Сергий Веснин. Биография
Сергий Веснин. Фото 1866 год
Письма святогорца Часть I
Письма святогорца Часть II
Карта портала
|