Ох ты дите, дите! Подрастешь, так и на Афон уйдешь!
И все поднялись, вздули огня, засветили лучину и, сначала как будто нехотя, потягиваясь, принялись всякий за свое: сестры засели за прялки, а батюшка направился к верстаку доканчивать укладку, которая заказана ему богатым мужичком из нашего села, выдававшим замуж дочь.
Только матушка, едва оправившаяся от болезни, лежала на лавочке, старушка-няня охала в уголку да похрапывал дедушка Андрей на печке.
- Тятенька! Дедушка Андрей пришел к нам перед сумерками, - заговорил я, - в Соловецкий собирается.
- Милости просим, рад такому гостю, отвечал приветливо батюшка,- покормили ли вы его?
- Да он говорит, что прозяб больно; на печку бы, говорит, и уж после поем. А мы ему предлагали щец похлебать.
- То-то же, он старик добрый, честный, а главное - истинный христианин, на свой век потрудился, воспитал дочь без матери в страхе Божием и благочестии, выдал ее за человека доброго, наделил капиталом, а сам избрал себе ко спасению души путь страннический, путь самый трудный: и дождь, и снег, и вьюга, и погода часто застают бедного странника в лесу или в открытом поле; а он все идет, благословляя Господа!
Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем, говорит Писание…
. Так и дедушка Андрей: хотя есть у него и теплый угол, и все нужное для жизни, но Господа ради пренебрег он всем, и на старости лет трудится и терпит ради спасения души своей! Посещение такого христолюбив приносит благословение Божие в дом того, кто принял его с любовию!
Но есть, Сеня, и такие странники, или лучше сказать - шатуны, которые составляют собою черное пятно для всего народа православного: не имея твердого убеждения в вере, люди эти принимают на себя личину благочестия, шатаются по России, выдумывают всякий вздор, обманывают незлобивых и, выманивая деньги под разными предлогами, ведут праздную жизнь и незаметно погрязают в пороках...
- Не осуждай, и не осужден будешь, - отозвался с печки дедушка Андрей, -предоставим Господу, Авдеюшка, судить дела и поступки каждого и тем не погрешим пред Ним!
- Правда твоя, дедушка; прости Бога ради! Бог простит, - - сказал Андрей, слезая с печи,
- ну, как поживаешь, Авдеюшко? Все ли подобру-поздорову? Дочка и зять тебе кланяются.
- Спасибо, дедушка Андрей; мы живем, благодаря Царя Небесного, да хлеб жуем. Вот старуха моя прихворнула маленечко; да теперь, слава Богу, бродить начала, а то и Сенюшка мой измаялся совсем - не отходит от матери...
- Господь Бог и Матерь Божия за это не оставят его Своею милостию ни в сей жизни, ни в будущей, ибо Сам Господь заповедал: чти отца твоего и матерь, и долголетен будеши на земл...
Сказав это, дедушка Андрей подошел к столу, набожно перекрестился, попил кваску и сел на обычное свое место - около стола. Приподнялась и матушка; а я так и норовил, как бы вызвать дедушку рассказать что-нибудь, - особенно хотелось затеять разговор о монастырях. Матушка как будто угадала мое желание и сказала:
- Нынче о Рождестве у матушки нашей, попадьи, гостила родственница из-под Москвы: уже куда хорошо порассказала она о Сергиевой-то Лавре! Кажется с ее слов, такого монастыря и по всей России нет!
Оно, конечно, - отозвался дедушка, -Свято-Троицкая Сергеева Лавра - монастырь богатейший, и все там храмы Божий и другие прочие строения - великолепны, не говоря уже о великой святыне - о мощах угодника Божия преподобного Сергия.
Но, по моему глупому рассуждению, я бы лучше избрал Саров, или Валаам, или Белые Берега, если бы Господь привел меня сложить старые кости в обители, потрудившись в ней сколько сил достанет; для того, что спастись-то там удобнее.
В Сарове или на Валааме соблюдается полное общежитие: все там все необходимое получают от обители - и пищу, и одежду, и обувь; ну, и чайку и сахарку дают на утешение, а народу постороннего, почитай, и не увидишь, разве в летнее время приедет там или пешком придет малость какая-нибудь.
А то в Лаврах - что в Киеве, что у Сергия преподобного, - дадут тебе начальство денег на одежду, сколько заслуживаешь, и делай ты с ними, что знаешь. Конечно, человек благоразумный и монах опытный употребит их с пользою и на нужды свои; но враг силен, и деньги в руках неразумного и неопытного - первые помощники диаволу для погибели души человеческой.
Впрочем, надо правду сказать: есть и в Киеве, и у Сергия преподобного великие старцы, великие подвижники, которым и мзда от Господа готовится великая, для того, что они, почитай, среди мира стяжали смирение высокое, нищетою богатое...
- Нет; уж я пойду в общежительный монастырь, в самый пустынный! - перебил я дедушку
- Ох ты дите, дите! - засмеявшись сказал дедушка. - Подрастешь, так и на Афон уйдешь!
И вот сбылись слова дедушки Андрея! По милости Божией и Царицы Небесной я теперь в Ее земном уделе и ежечасно благодарю Господа и Владычицу нашу Небесную, игумению Святой Горы Афонской, что приютила Она меня, странника, в земном раю Своем!»
Вернуться к оглавлению: Сергий Веснин. Биография
Сергий Веснин. Фото 1866 год
Письма святогорца Часть I
Письма святогорца Часть II
Карта портала
|