Монашество
Наконец летом того же 1839 года он объявил Преосвященному Неофиту, что желает совершенно отрешиться от суетного мира и посвятить себя единственно на служение Господу в чине иноческом. Владыка был немало обрадован решимостью отца Симеона, тем более, что не один раз сам советовал ему постричься. В августе месяце на 25-м году жизни отец Симеон был пострижен в монашество с именем Серафим.
Как будто какая повязка спала теперь с душевных очей отца Серафима, и узы, которыми, казалось, был он опутан до сего времени, разрушились сами собою. Тогда только почувствовал он, что монашество было настоящим назначением его жизни, а путь, по которому он шел до пострижения, был путь не прямой, не тот, который определен ему свыше.
Поэтому вместо приютов для отдыха душевного и успокоения сердца отец Серафим находил на нем одно горе и тяжкие испытания. Признавая во всем волю благого Промысла, молодой инок с умилением благодарил Господа, что Он, милосердый, хотя и грозною десницею, привел его на истинную стезю спасения, с которой совратился он во дни юности!
По принятии монашества в душе отца Серафима с необыкновенною силою возродились прежние мечты и желания побывать в Палестине и на Святой Горе Афонской, и он, почти каждый день беседуя с Преосвященным, выискивал случай упасть к стопам владыки и просить его благословения на задуманное путешествие.
Видя, однако ж, расположение, отеческую любовь и доверенность, которыми удостаивает его архипастырь, долго не мог он решиться высказать свое желание - боялся огорчить владыку и около года таил в душе благочестивое свое намерение. Но вот терпение его вознаграждается!
Однажды, беседуя с Преосвященным о святых местах, освященных пребыванием в них Самого Господа во плоти, Его чудесами, страданиями, Крестною смертью, тридневным пребыванием во Гробе и преславным Воскресением, также о земном уделе Божией Матери, Святой Горе Афонской, хранимой Владычицею и соблюдаемой столь чудно среди исконных врагов истинной веры Христовой, отец Серафим объявил Преосвященному о снедающем его непреоборимом желании посетить эти места. И что же? Владыка не только не воспротивился благочестивому намерению отца Серафима, но сам вызвался исходатайствовать ему заграничный отпуск.
В июле ¡840 года, напутствуемый благословением Преосвященного, отец Серафим выехал из Вятки и, погостив у братьев - отца Димитрия и отца Василия, который по пострижении брата переместился на его место в Ацвеж, - в августе тронулся в путь, а в сентябре прибыл в Одессу. Но в этот раз напрасна была поездка его: господствовавшие в то время смуты в Турции и Египте заградили ему путь к великим святыням, и он должен был возвратиться на родину.
Прибыв в Вятку, отец Серафим по-прежнему поместился в Архиерейском доме, в должности казначея, и сверх того скоро назначен был законоучителем в училище детей канцелярских чиновников.
Проходя эту новую должность два года с особенным усердием, он заслужил от воспитанников глубокое уважение и любовь самую искреннюю; бывшие тогда его учениками и ныне с особенным чувством признательности вспоминают о нем и почитают себя счастливыми, что слушали теплые, задушевные слова его, исполненные высокой религиозности и увлекательной простоты.
Всеми любимый и уважаемый, отец Серафим не покидал, однако, задушевной своей мысли об Афоне и Палестине, но совестился просить Преосвященного о вторичном отпуске за границу и терпеливо выжидал - не заговорит ли сам владыка, как и в первый раз, о путешествиях ко святым местам.
Ожидания его, однако ж, на этот раз были тщетны, и он стал впадать в тоску, которая не могла укрыться от родных его и знакомых лиц светских; все они с участием спрашивали о причине частой его задумчивости, но отец Серафим долго не открывал ее никому.
Святая Афонская Гора. Русский Пантелеймонов монастырь. 1864 г.
Вернуться к оглавлению: Сергий Веснин. Биография
Сергий Веснин. Фото 1866 год
Письма святогорца Часть I
Письма святогорца Часть II
Карта портала
|