Снова в Россию
Желая привести в порядок и приготовить к печати особою книжкою свои письма о Святой Горе Афонской, а вместе с тем повидаться, может быть, в последний раз в сей жизни, с дорогими сердцу его братьями, родными и друзьями и помолиться на могилах родителей, жены и дочери, отец Сергий, с благословения геронты (игумена), в 1847 году отправился в Россию и в июле прибыл в Вятку, оставленную им четыре года тому назад.
С невыразимой радостью встретили его все родные и знакомые; с отеческою любовию и ласкою принял его и Преосвященный Неофит, у которого прогостил он несколько дней, беседуя о святых местах, уже виденных и, сколько возможно было, изученных Святогорцем. Владыка, чувство которого нисколько не охладело к новому Святогорцу, дружески предложил отцу Сергию поместиться для литературных занятий (чтобы никто не мешал ему) на архиерейской даче, которая носит название пустыни, недалеко от Вятки.
С чувством искренней благодарности принял он милостивое предложение архипастыря и поселился в небольшом домике у озера - в совершенном уединении. Впрочем, не безвыходно пребывал он там, но часто навещал братьев и довольно времени гостил в Спасо-Орловском монастыре, где несколько лет тому назад правил должность казначея и где, на память о себе, во время гощения составил описание сей обители.
Мирно, тихо, покойно и радостно прожил отец Сергий в уединении или в кругу родных, большею же частью у отца Димитрия, до половины декабря 1849 года. Еще в 1848 году, приготовив к печати письма свои о Святой Горе Афонской, он отправил их в Санкт-Петербург для напечатания отдельною книжкою. Издатель его книги настоятельно просил отца Сергия письмом - прибыть в Санкт-Петербург, где присутствие его было будто бы необходимо, и он поспешил в дорогу.
Простившись (уже в последний раз!) с братьями и приняв напутственное благословение благодетеля своего, Преосвященного Неофита, отец Сергий в половине декабря выехал от отца Димитрия и вскоре прибыл в Москву, где ожидали его два экземпляра отпечатанных писем, присланных ему из Петербурга издателем. Это весьма обрадовало его, и он остановился в Москве, не считая необходимым ехать тотчас же в Петербург.
Слух, что Святогорещ известный уже публике по задушевным письмам, помещенным в «Маяке», прибыл в Москву, скоро распространился по всей столице; множество особ знатных и из купечества, желая познакомиться с ним, приглашали его к себе или приезжали к нему. Посещая новых знакомых, он был везде принимаем особенно ласково и милостиво; знатные лица и из духовенства не лишали его также своего расположения.
Всеобщая любовь к отцу Сергию много способствовала ему собрать в Москве довольно значительное вспомоществование святогорской Пантелеимоновой обители, которое и получили мы от него с величайшею, сердечною признательностью к христолюбивым благодетелям, о здравии и спасении коих не перестаем усердно молить Господа и Пречистую Его Матерь.
Несказанно утешаемый частым посещением многочисленных святынь древней столицы и Сергиевой Лавры, отец Сергий, может быть, пробыл бы в Москве еще долее, если бы не явился сюда издатель его книги, тщетно писавший к нему несколько раз, и не увез его в Петербург.
На берегах Невы, в юной, прекрасной столице обширного царства Русского приняли отца Сергия так же радушно, так же милостиво, ласково и приветливо, как и в Москве белокаменной: особенно оказали ему благосклонность Высокопреосвященные - митрополит Санкт-Петербургский Никанор и архиепископ Херсонский Иннокентий, также многие лица высокого духовенства; а из светских пленил его радушным приемом князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов, бывший в то время министром народного просвещения, родной браг незабвенного нашего старца отца Аникиты.
Он во все время пребывания отца Сергия в Петербурге оказывал ему истинно отеческое расположение и любовь, да и все знатные и незнатные искренно любили и уважали тихого, смиренного и благочестивого Святогорца.
Прожив в Санкт-Петербурге около года, отец Сергий напечатал и издал вторую часть своих писем. Книга эта, благодаря всеобщему сочувствию к задушевным думам автора, разошлась с изумительною быстротою. Через знакомства свои, как и в Москве, собрав значительное подаяние в обитель Русскую и распродав изданные книги, отец Сергий с чувством сердечной благодарности простился со своими благотворителями и, напутствуемый благословением Высокопреосвященного митрополита Никанора, отправился через Киев и Одессу на благословенный Афон, в тихую и мирную свою пристань.
Святая Афонская Гора. Русский Пантелеймонов монастырь. 1864 г.
Вернуться к оглавлению: Сергий Веснин. Биография
Сергий Веснин. Фото 1866 год
Письма святогорца Часть I
Письма святогорца Часть II
Карта портала
|