Второй раз на Афон
В марте 1851 года вся братия наша торжественно встретила любимого и уважаемого собрата, иеромонаха Сергия, возвратившегося на Афон после четырехлетней разлуки; слезы сердечной радости блистали на глазах каждого и в то же время текли из очей прибывшего.
Когда же все поуспокоились, каждый брат спешил отдельно поздороваться с отцом Сергием или получить его благословение; от избытка чувств радости и братской любви он в одно и то же время плакал и улыбался, чем выражалось его удовольствие и счастье - быть опять с нами.
По желанию и просьбе отца Сергия, душа и сердце которого стремились к более уединенной жизни, чем в стенах обители, геронта и старшая братия нашего монастыря положили на общем совете - в знак признательности за труды его в пользу Русика устроить верстах в пяти или шести от обители особую келлию с небольшою в ней церковью на месте, которое избрал сам отец Сергий еще до отъезда своего в Россию.
Местность эта, находясь на значительной возвышенности, климатом своим, довольно прохладным, и растительностью походила много на Россию: там в лесу часто попадались сосна и ель и произрастали грибы, чего нельзя отыскать на всей Горе Афонской.
С помощью благотворителя, К. Беляева, пожертвовавшего на этот предмет 1000 рублей серебром, келлия в непродолжительном времени была отстроена, и церковь при ней освящена во имя святых бессребреников Космы и Дамиана (в честь имени благотворителя Козмы Беляева); посему отец Сергий новое свое пристанище и наименовал Козмо-Дамиановскою пустынью.
Поместившись здесь со старцем отцом Геронтием, учеником и келейником покойного отца Аникиты (князя Нихматова), отец Сергий всецело предался аскетическим подвигам и литературным занятиям.
Несмотря на то что с увеличением числа знакомых и благодетелей в Москве и Петербурге переписка его значительно увеличилась, он тщательно поддерживал ее и кроме того много и неутомимо трудился над составлением и обработкою разных сказаний об Афоне и живших на нем святых отцах.
Каждую же субботу и в предпраздничные дни он неопустительно приходил в наш монастырь на бдение и приобщение Святых Тайн, так что одна только болезнь по временам удерживала его от исполнения этой священной обязанности, - и в таком случае геронта наш, престарелый отец игумен Герасим, пли духовник старец иеросхимонах отец Иероним, искренно любившие отца Сергия, сами навещали больного в его пустыни.
Строгая подвижническая жизнь и усиленные литературные занятия сильно расстроили и без того слабое здоровье отца Сергия, так что он часто был вынужден по нескольку дней оставаться на иноческой своей койке. Особенно серьезно и тяжко заболел он года через полтора по возвращении своем из России.
Во время этой болезни было ему видение, о котором передал он духовнику; опытный старец, соображая виденное отцом Сергием, не утаил от больного, что, по всем выводам, Господь через год призовет его к Себе. С тех пор деятельно занялся он жизнью созерцательною и постоянно готовился к смерти несмотря на то, что, чувствуя себя легче, встал с одра болезни и мог продолжать обыкновенные свои занятия.
Святая Афонская Гора. Русский Пантелеймонов монастырь. 1864 г.
Вернуться к оглавлению: Сергий Веснин. Биография
Сергий Веснин. Фото 1866 год
Письма святогорца Часть I
Письма святогорца Часть II
Карта портала
|