Порфирий (Успенский)
Биография
Порфирий (Успенский) родился в 1804 г. в г. Костроме в семье причетника. В 1824 г. окончил курс Костромской семинарии. 18 июля 1838 г. назначен ректором Херсонской семинарии
14 ноября 1842 г. отправлен в Иерусалим. 2 января 1845 г. с научными целями отправился на Афон и Синай.
В 1841 году архимандрита Порфирия ( Успенского ) назначают настоятелем Русской духовной миссии в Вене, а два года спустя, согласно решению Святейшего Синода, направляют в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. За время пребывания в Вене он овладел немецким языком, организовал научную экспедицию в Далмацию, посвященную изучению быта и письменности юго-западных славян.
Путешествие на Афон
1845 г. Порфирий с научными целями отправился на Афон
На Афоне он обошел все монастыри, работал почти во всех библиотеках и составил ряд описаний рукописей. Об этом мы публикуем его книгу ниже...
Путешествие в Египет
Вернемся, однако, к временам, когда еще будучи архимандритом Порфирий возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме и предпринял путешествие в Египет, взрастивший в древности многих христианских подвижников. В ту пору Египет уже давно исповедовал ислам, а часть населения, оставшаяся верна православию, называлась коптами. Коптские монастыри и стали целью этого путешествия. Укажем лишь на некоторые из тех, где побывал начальник Иерусалимской миссии. Так, он посетил одну из наиболее известных христианских святынь Каира - расположенный в старой части города монастырь великомученика Георгия Победоносца.
Обитель, представляющая собой чрезвычайно сложное шестиярусное сооружение, по словам Порфирия , "столько же мудрено описывать и рисовать, сколько трудно обозревать". По его предположениям, она возникла в ХV веке. К ее особенностям принадлежала та, что христиане, а нередко и мусульмане привязывали здесь цепью к мраморной колонне одержимых и больных падучей. После совершения молитвы их оставляли в таком положении на несколько дней. "При мне один умалишенный армянин сидел мрачно в этой цепи, а на другой день уже ходил весело. Св. Победоносец помиловал его".
Добрался Порфирий даже до обители преподобного Антония Великого, а путь к ней тогда был долгим, трудным и небезопасным. Три дня плыли по Нилу на парусном суденышке, после отправились через пустыню на верблюдах. Коптские монастыри той поры жили в постоянном опасении вооруженного нападения бедуинов, поэтому обитель представляла собой в некотором роде крепость. Ворот в ее высоких стенах, сложенных из тесаных камней, не имелось, и посетителей, убедившись, что те пришли с добрыми намерениями, поднимали на веревках.
"Наш переводчик первый ступил в эту петлю левою ногою, схватился обеими руками за веревку и так на одной ноге был поднят наверх воротом, утвержденным на толстой стене под навесом. Потом таким же способом подняли дружину мою и наконец меня".
В описываемом случае путешественников встречали как дорогих гостей. У подъемника выстроилась вся братия во главе с игуменом; для Порфирия поставили специальное кресло, в которое он и сел, приняв поданный ему игуменом медный крест. Затем начался крестный ход.
"Все монахи в темно-синих рясах и черных завивалах на голове, с предлинными ветвями масличными и финиковыми, пошли вперед попарно и, спустившись со стены по уступам лестницы, продолжали шествие до церкви, воспевая какой-то священный стих. За ними и мы в облаках фимиама, воскуряемого молодыми иподиаконами, шли между тесными зданиями монастырскими. Когда крестный ход наш приблизился к церквам, начали благовестить в колокол. От чистых звуков его зазвучала в нас чистая радость".
Особая торжественность встречи объясняется еще и тем, что Порфирий и его спутники были первыми русскими, посетившими эту землю, прославленную подвигами Антония Великого...
На Востоке Порфирий скоро пришел к мысли о необходимости создания постоянной миссии в Иерусалиме, и хотя официальный Петербург весьма прохладно отнесся к этой идее, добился своего: в 1847 году первая Русская Духовная миссия в Палестине была учреждена. С 31 июля 1847 г. - начальник миссии в Иерусалиме. Инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме.Порфирий возглавлял ее до 1854 года, когда начавшаяся Крымская война вынудила его вернуться в Россию.
Вновь на Восток архимандрит Порфирий уезжает в 1858 году - в составе экспедиции, завершившейся в 1861 году. Вернувшись в Россию, он за границу никогда более не выезжал.
14 февраля 1865 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря.
Скончался 19 апреля 1885 г. в Москве.
Два слова об его удивительной личности
Епископ Порфирий (Успенский) человек широко образованный, хорошо знал языки, обладал пытливым умом и неутомимой энергией, горячо любил науку для самой науки.
Путешествуя по Востоку в течение 15 лет, Порфирий (Успенский) написал много ценных трудов о Востоке. О себе он писал:
"Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей, - я пчела Божия, а Россия - мой улей".
Его рукописные и печатные труды поражают многосторонностью охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическим обилием делаемых им сообщений и изысканий.
Еп. Порфирий (Успенский) верно характеризует всю свою научно-литературную деятельность помещением в качестве эпиграфа к одному из своих сочинений изречения Лафатера:
"отыскивать истину в путанице понятий, предощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки - вот моя утеха, мое старанье".
Еп. Порфирий (Успенский) не чужд был самомнения и усвоенный им критицизм по отношению к историческим событиям переносил и на современный строй русской церкви.
Его оригинальные воззрения шли вразрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены в России Св. Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительной постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты и т. п.
Порфирий (Успенский) написал Историю Афона, эта книга в своем роде исключительная. Поэтому мы публикуем ее на сайте. Мы рекомедуем эту книгу, несмотря на то, что его воззрения на многие вещи не поддерживаются афонитами. Например, его рассуждения и выводы о наименовании скита Кавсокаливии и предположения о Максиме Кавсокливите и многое другое...
Важно понимать, что за все нужно платить, в т.ч. и за ученость: ученые - люди с поврежденным сознанием, а очень ученые - очень поврежденные, поэтому нужно относится с терпимостью к "ученым перегибам", якобы ради здравого смысла. Столь поглощающая ориентация на зравый смысл калечит сознание человека. В этом как раз проблема автора.
Мир живет не здравым смыслом, а чудом, любовью. Здравый смысл не может прояснить чудо, а может его только убить и препарировать.
Все файлы в формате pdf примерно по 1 Мб, большие файлы помечены особо:
История Афона |