ЖИЗНЬ В ИВЕРЕ И В ДИОНИСИАТЕ
Но вернемся к тому времени, когда о. Иларион поселился в келлии св. Архангелов возле Иверского монастыря. Здесь он думал найти себе покой, но посетители не оставили его и на новом месте, так что ему приходилось убегать от них к о. Венедикту, жившему в келлии св. пророка Илии, где он причащался св. Таин, и жил по пять и по десять дней.
Навсегда оставаться он не хотел, говоря: "Ты грузин и я грузин, поэтому может случиться у нас празднословие". Но и о. Венедикта эти посещения стесняли, ибо не найдя о. Илариона у себя, многие приходили к о. Венедикту, вследствие чего о. Иларион переселился в Дионисиатскую келлию св. Апостола Иакова.
К тому была и другая причина: когда к нему пришли ученики Макарий и Савва, старец стал служить литургию каждый день, а просфоры брал в монастыре. В этих просфорах он не раз находил мышиный помет; ревнуя о благочестии, старец пошел в монастырь, чтобы указать на кощунственное отношение к литургическому хлебу. Три раза он укорял проэстосов, тем более, что в пищу они употребляли всегда чистый хлеб, но проэстосы не внимали убеждениям старца.
Видя это, и строго обличив их еще раз, старец оставил келлию св. Архангелов и переселился в келлию св. Апостола Иакова близ Дионисиата, по просьбе игумена. Это было в 1843 году и жил он там с учеником до 1875 года; тут и скончался его ученик Макарий.
Живя в новой келлии, старец, несмотря на все просьбы, не принимал звания духовника, но здесь он начал принимать всех приходящих к нему за духовным советом. Ответы его на вопросы были более похожи на советы; и хотя все приходившие относились к нему как к духовнику, он никому не читал разрешительных молитв, кроме пяти человек, которым в разное время прочитывал, побужденный к тому важными причинами.
С духовными вопросами к нему шли отовсюду, и звали его "духовником духовников". Сравнивая прежнюю жизнь старца, исполненную мирской славы, с настоящей - исповедничеством, высоким подвижничеством в пустыне и в затворе, вместе с благодатными проявлениями, открывавшимися в его жизни, святогорские отцы поставили его на такую высокую духовную ступень, что называли его одним из древних и относились к нему с глубоким уважением.
Слово его было со властью, без лицеприятия; иногда он говорил пророчески о том, что будет, и слова его всегда сбывались. Известный на Афоне подвижник Евстафий, впоследствии живший на Халках, говорил, что о. Иларион прошел все 10 степеней духовного возрастания, объясненных в Добротолюбии у блаженного Феофана.
Во время своего пребывания в Дионисиате, старец жил преимущественно в келлии св. Апостола Иакова, расположенной на скате горы в получасовой ходьбы от монастыря. Там его простуда особенно усилилась. Нередко он уединялся и в другую отдаленную келлию св. Онуфрия.
В августе 1849 года о. Илариона посетил русский писатель и путешественник по святым местам, Андрей Муравьев; об этой встрече он писал: "... Старец мало доступен, но другой подвижник из грузин, Венедикт, которого я посетил в Иверском монастыре, поручил мне от имени его постучаться в дверь отшельника, его родича и друга. Вид о. Илариона, несмотря на глубокую старость, был чрезвычайно свеж; румянец играл еще на щеках, но желтизна волос и бороды обличала годы; он как бы обновился юностью орлей в выспреннем гнезде своем.
Старец посадил меня возле себя и, узнав откуда я, расспрашивал о России. - "Что вы пришли смотреть в моей пустыне", - сказал он со вздохом. - "Грехи мои? Или мало в мире подобных мне тунеядцев? Что я видел и знал, то уже давно забыто; живу здесь в глуши, доколе терпит меня Бог. Впрочем, для смирения вашего полезно, что посещаете святые обители, ибо всегда есть назидание от предпринятых с благою целью трудов".
Мне хотелось получить от него какой-нибудь видимый знак его благословения, на память нашего свидания. Старец Иларион взошел в свою церковь и вынес четки, из так называемого черного имеретинского янтаря. "Если желаете благословения моего недостоинства, да сопутствует оно вам". - Сказав это, старец отпустил меня с миром".
В Дионисиатском монастыре был один монах огородник, который, по обстоятельствам своей жизни, потерял надежду на спасение, и от того приходил в отчаяние. Раз, о. Иларион послал Савву в монастырь по какому-то делу. По дороге он зашел к огороднику. Огородника он застал собравшимся в дорогу; он хотел навсегда покинуть Афон. На вопрос о. Саввы, какая тому причина? тот отвечал, что, не имея надежды на спасение, он даром несет монашеские скорби, и потому рассудил, что лучше хотя в сей жизни пожить безмятежно, и потому решил вернуться в мир.
Отец Савва стал его убеждать остаться, успокоиться и положить всю свою надежду на Бога и не отчаиваться в своем спасении. Огородник сначала и слушать не хотел, но потом постепенно начал склоняться к мысли, что о. Савва прав и, наконец, окончательно согласился остаться, но только с одним условием, если о. Савва возьмет его грех на себя. Тот согласился, положив его руку на свою.
На обратном пути диавол начал одолевать о. Савву помыслами, что он не по своим силам принял на себя братский грех; и до того довел его, что о. Савва начал впадать уже в отчаяние. Помыслы внушали ему не являться к старцу, а уйти куда-нибудь. В это время о. Иларион духом познал, что ученик его находится в опасности и вооружился молитвою за него на диавола. Отец Савва тут же почувствовал облегчение от помыслов и решил вернуться к старцу, хотя и с тоской в сердце. Отец Иларион встретил его на дороге: "Что с тобою случилось? Ушел таким веселым, а возвращаешься угрюмым? Не страшись! Господь принял на Себя грехи всего мира; неужели не благоволит спасти одного человека?" И о. Савва совершенно успокоился.
Экспедиции в пещеру Илариона – Грузина: отчет и часть фотографий.
Фотогалерея экспедиции в пещеру Илариона – Грузина.
Подробнее читать Житие Илариона – Грузина
Моление за Царя Илариона – Грузина |