Главная
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Заказать поминание на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
28 октября
Святогорские Панигеры: Ватопед - икона Всецарица или Пантанасса
Осталось 2 дня

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group, на странице facebook web в на канале Youtube и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРЕДАНИЕ И УСТАВ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО НИЛА СОРСКОГО О ЖИТЕЛЬСТВЕ СКИТСКОМ / СЛОВО СЕДЬМОЕ. О ПАМЯТОВАНИИ СМЕРТИ И СТРАШНАГО СУДА - КАК И ЧЕМ ЗАНИМАТЬ УМ СВОЙ, ЧТОБЫ ВКОРЕНИТЬ СИЕ ПАМЯТОВАНИЕ В СЕРДЦЕ СВОЕМ
Слово седьмое. О памятовании смерти и страшнаго суда - как и чем занимать ум свой, чтобы вкоренить сие памятование в сердце своем
    107. Вопр. Как учит преподобный Нил о надобности памятования о смерти и страшном суде, для благоуспешности в иноческой деятельности? 

    Отв. "Отцы сказуют, что в нашем (иноческом) деле весьма полезно и потребно иметь всегдашнюю память о смерти и о страшном суде, и Филофей Синаит установляет делу сему чин и порядок. От утра, говорит, до времени ястия пребудь в памятовании о Боге, т. е. в молитве и хранении сердечном; потому, же возблагодарив Бога, должно погрузить ум свой в размышление о смерти и о суде. Кто посвятил себя сему размышлению, тот наипаче да имеет в себе сии глаголы Господни: в сию нощь Ангели истяжут душу твою от тебе (Лук. 12, 20), и: о праздне слове, сказал Он, будете отвещать в день судный (Матф. 12, 36), и: сердечныя помышления сквернят человека. (Матф. 15, 18). И святых Апостолов вещания да будут выну в уме его: конец приближися (1 Петр. 4, 7). И: приидет день Господень, яко тать-в нощи (1 Сол. 5, 2). Всем же подобает нам предстати судищу Христову (2 Кор. 5, 10). И еще: Слово Божиe судит не токмо делом и словесем, но и помышлением сердечным (Евр. 4, 12)". 


    108. Вопр. Из отеческих бесед какия слова приводит преподобный Нил о том же предмете, т. е. о необходимости памяти смертной и суда, для жизни истинно-иноческой? 

    Отв. "Начальник Отцам Св. Антоний Великий говорит: "так нам должно вести себя, как бы мы не доживем до конца настоящаго дня". Св. Иоанн Лествичник пишет: "поминай последняя твоя, и во веки не согрешити (Сир. 7, 39), и память смертная всегда с тобою да будет". Св. Исаак Сирин поучает: "всегда носи, человече, в сердце твоем память об отшествии твоем". И все Святые память сию всегда и сами имели и иным, желающим спасения, внушали. И не только они, но и уроки внешняго, т. е. мирскаго любомудрия поучали памяти о смерти. 


    109. Вопр. Что преподобный Нил говорит о трудности стяжать память смертную? 

    Отв. "Что сотворим мы, страстные и немощные? взывает он. Откуда научимся сему деланию, чтобы, хотя мало, водрузить и вкоренить в сердцах своих память смертную? "В совершенстве и полноте памятование о смерти и о суде есть дарование Божие и благодать дивная", говорит Св. Исаак. Непостоянство, парение мысли и омрачающая забывчивость составляют великое препятствие утвердиться нам в памяти смертной. Часто мы помышляем, иногда беседуем друг с другом о смерти; но внутрь сердца своего углубить и вкоренить сего не можем. Не смотря на cиe, да не малодушествуем, и да не прекращаем тщания нашего. Ибо, при помощи Божией, потрудясь и потерпев, (трудом и временем), достигнем до желаемаго успеха". 


    110. Вопр. Какия пособия указывает Преподобный к успеху инока в поучении памяти смертной? 

    Отв. "Кто желает успеха в сем, говорит он, да поступает так: пусть памятует он, что сказано выше, да уразумеет крайнюю надобность и пользу памяти смертной, - да уразумеет, что как хлеб благопотребнее всех яств: так и память смертная -всех добродетелей; и как невозможно алчущему не помнить о хлебе: так и желающему спасения - не иметь памяти о смерти, сказали Отцы. Далее да соберет он ум свой, и ум да сосредоточит на том, что изрекли Святые в Писаниях своих о различных и страшных видах и родах смерти, как напр. Блаженный Григорий Беседовник и многие другие". 


    111 Вопр. Кроме сего, обучающийся памяти смертной, какое может иметь nocoбиe? 

    Отв. Думаю, говорит преподобный Нил, что полезно нам воспоминать и о тех различных родах смерти, бывших в наше или недавнее время, о которых мы слышали, или которых сами очевидцами были. Сколько не из мирян, но и из иноков знаем мы таких, которые благоденствовали, услаждались житием века сего, имели надежду на долгую жизнь, быв еще далеки от старости, и внезапно сражены смертию? Многие из них застигнуты часом смерти так быстро, что не успели и проститься. Одни из них восхищены, когда стояли или сидели; другие испустили последнее дыхание вдруг, за ястием и питием; иные скончались, идя по дороге; иные уснули сном вечным на ложе, на которое возлегли с мыслию успокоить тело малым только и временным сном. Некоторые, якоже вемы (*), в последний час подверглись истязаниям столь страшным и мучительным, что и представить себе их ужасно. 

    Приводя все сие ceбе на память, размыслим: где наши друзья и знаемые? и что осталось теперь от тех из них, которые были здесь в чести, в славе, облечены властию, пользовались богатством и всяким вещественным изобилием? Не все ли это оказалось тля, дым и прах?..." 

    (*) Авва Нил разумеет здесь случаи, известные только в его время ему с учениками. 


    112. Вопр. Какую далее умилительную песнь церковную приводит преподобный Нил для возбуждения памяти смертной? 

    Отв. Следующую. "Помянем, говорит он, песнописца (*) вещающаго: кая житейская сладость печали пребывает непричастна? Или кая слава стоит на земли непреложна? вся сени немощнейша; и вся соний прелестнейша. Един час, и вся сия смерть приемлет. Воистинну убо всяческая суета в житии сем, елика с нами не пребудут по смерти. Не предъидет тамо богатство жития сего; ниже снидет с нами слава века сего; но пришедши смерть вся сия погубит. Итак, уразумев суету века сего, для чего мятемся мы всуе, прилепляясь к житейскому? Путь коим шествуем, краток. Наша жизнь - дым, пар, персть и пепел: является и вскоре изчезает; даже и путем назвать ее не стоит (и пути худши есть), по слову святаго Златоуста". 

    (*) Разумеется Св. Иоанн монах (Дамаскин) коего слова здесь и в следующем вопросе приводит Св. Нил- из чина погребения. 


    113. Вопр. Как выясняет преподобный ту мысль Св. Иоанна Златоуста, что жизнь наша и пути худши есть? 

    Отв. "Путешествующий, в какую сторону захочет пойти, идет, и в какую не захочет, нейдет, и когда находится в гостиннице, знает когда пришел в оную, и когда имеет отойти: вечером пришел, в утро отойдет; а если бы захотел, может замедлить или ускорит отшествием. А мы, хочем или не хочем, должны неотложно изъити от миpa сего, и нам неведомо, когда изъидем; и не в нашей состоит то воле, чтобы остаться здесь на нисколько времени, хотя бы мы и желали, но внезапно находит на нас воистину страшное таинство смерти: душа с трудом отходит от тела, разрывая, по изволению Божию, и расторгая составы и нити, скреплявшия их естественный союз. И что сотворим тогда, если заранее не подумали об этом часе, если не приготовлялись к нему и обрящемся неготовыми? О, тогда уразумеем, в коликом подвиге находится душа, при разлучении с телом! Колико сокрушается, скорбит ища помощи; и нет, кто бы ей помог: возводит она очи свои к Ангелам, и молит их, но безуспешно; простирает руки свои к человекам, и нет ей помощи ни от кого, - ни от кого, разве от Бога и добрых дел". 


    114. Вопр. Какое наставление выводит преподобный из затруднительнаго и тяжкаго положения души, разлучающейся с телом? 

    Отв. "Разумея, говорит он, краткую нашу жизнь, попечемся о смертном часе, не вдаваясь в молвы миpa сего и в попечения неполезныя. Всуе бо мятется всяк человек, говорит св. Писание. Хотя бы мы и весь мир прибрели себе, но в гроб вселимся, ничего не взяв туда из миpa сего, ни красоты, ни славы, ни власти, ни чести, ни другаго какого-либо здешняго блага. Вот мы смотрим в гробы, - что же видим? созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую доброты. Видя напр. обнаженныя кости, узнаем ли из них: кто царь, кто нищий, кто славный, кто неславный? где красота и велелепие миpa сего? Не все ли обратилось в смрад и приняло вид отвратительный? И вот все, что мир имеет прекраснаго и вожделеннаго, изменилось в непотребство и ничтожество: как увядший цвет отпадает, как тень мимоходит, так преходит все человеческое. Почудимся такой превратности и воззовем в душе своей: о чудесе! что сие, еже о нас бысть таинство? како предахомся тлению? како припрягохомся (подверглись) смерти? Воистинну Божиим повелением, якоже есть писано. (*) За преступление заповеди Адам подпал болезни (всякому бедствию); и за вкушение от древа в Едеме, когда змий изблевал яд свой, всеродная (для всего рода человеческаго) вошла смерть, поражающая нас. Но Владыка, который, глубиною неизреченной Своей мудрости, полагает пределы жизни нашей, и во власти Своей имеет державу смерти, снисшедши, низложил змия и, даровав нам Воскресение (заслужив нам то благодеяние, чтобы в определенное время воскреснули), преселяет рабов своих к иной жизни". 

    (*) См. чин погребения, после 9 песни, самогласны, песнь 8 гласа: Плачу и рыдаю... 


    115. Вопр. Доселе преподобный Нил учил о памяти смерти: как учить он о памяти суда страшнаго! Ибо та и другая вместе составляют для инока великое охранение, возбуждение и подкрепление. 

    Отв. "Теперь, вещает он ученикам и братии своей, приимем в ум свой, приимем второе пришествие Господне, и наше воскресение, и страшный суд, воспоминая все то, что Господь изрек в Евангелии Своем о сих событиях. По скорби дний тех, рек Господь, селнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение (по толкованию Св. Отец - крест) Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. И послет Ангелы Своя с трудным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их" (Матф. 24, 29-31). Сия словеса Господни написал богогласный Матвей. Возлюбленный же ученик Господа, Иоанн Богогласный, передает следующие глаголы Его: грядет час, в оньже ecu сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и изыдут сотворшия благая, в воскрешение живота: a сотворшии злая, в воскрешение суда (Иоан. 5, 28, 29). И паки евангелист Матфей пишет; егда приидет Сын человеческий в славе Своей, и вcu свяmиu Ангели с Ним: тогда сядет на престол славы Своея. И соберутся пред ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa. Сущим же ошуюю Ею речет, идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. И идут сии в муку вечную: праведницы же - в живот вечный (25, 31-34, 41, 46)". 


    116. Вопр. Какия чувствования выражает преподобный Нил, праведнии сии предвещат о втором пришествии Христовом и о суде? 

    Отв. "Что, взывает он, что, братия, может быть страшнее и ужаснее того грознаго зрелища и видения, которое на страшном суде представят нам собою все согрешившие и непокаявшиеся, когда, за нераскаянность свою, отошлются они, праведным определением Божиим, к вечным мучениям, когда, в лютом трепете, возопиют они неуслышанно и восплачутся горько? Как не тронемся и не возрыдаем, вообразив в уме своем те страшныя и лютыя муки, о которых сказует Писание: огнь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, червя лютого и неусыпающаго, скрежет зубов, и прочия страдания, имеющия постигнуть людей, согрешивших и делами своими прогневавших преблагаго Бога, от нихже первый есмь аз окаянный? Какой страх, братия, объимет нас, когда поставятся престоли, разгнутся книги, и Бог сядет на суде со славою, и Ангели будут предстоять Ему в трепете? И что сотворим тогда мы, во многих грехах виновные, когда услышим, как Господь призывает благословенных Отца Своего в царствие небесное, грешных же, отделив от среды избранных, отсылает в муку? Какой дадим ответ? что скажем, когда все дела наши предстанут нам в обличение, и все наши тайныя слова, помышления, всё, днем и ночью, сокровенно содеянное - обнаружится пред всеми? Какой срам тогда покроет нас? Отречься от студных дел не будет возможности; истина уличит, и страх превеликий и стыд поразит души грешных. Не то будет с праведными: они в радости и веселии внидут в чертог небесный, приемля награду за добрыя свои дела. И кто может, братия, изрещи страх оный и ужас втораго пришествия Господня, и суда страшнаго и неумытнаго (неподкупнаго, нелицемернаго)? "Если бы, говорит некто из отцев, возможно было тогда умереть, весь мир умер бы от страха". 


    117. Вопр. Какое наставление преподал Авва Нил в заключение сказаннаго в главе сей? 

    Отв. "Посему-то, вещает он братии, убоимся и ужаснемся, и углубим все cиe в уме нашем. И хотя бы сердце наше и отвращалось памяти и помышления о грядущих страхах, станем принуждать его к тому, и да вещаем в душе своей выну: "увы, омраченная душа, се приближилось время твоего с телом разлучения! Доколе не отстанем от злых дел? доколе в разленении пребываем? что не помним страшный час смертный? что не трепещем страшнаго судища Спасова? какой принесешь туда ответ и оправдание? Се дела твои предстоят, обличая тебя и свидетельствуя противу тебя! Но, о душе, доколе имаши время, примись за благое житие; прибегни ко Господу, предвари Его и верою возопий: "согреших, Господи, согреших пред Тобою много, но ведаю благосердое Твое человеколюбие. Посему припадаю и молюся Твоей благости: да приидет на мя милость Твоя (*), Владыко; яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхожденни моем от окаянного моего и сквернаго телесе сего; да не когда лукавый супостата совет срящет, и препнет ее во тьме за ведомые и неведомые в житии сем бывшие ми грехи. 

    (*) Эта молитва принадлежит великомученику Евстратию и преп. Макрине. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов; но да приимут ее Ангели Твои светлии и пресветлии. Имеяй власть оставляти грехи, остави ми, да почию, и да не обрящется грех мой пред Тобою, еже согреших, немощи ради естества моего, словом, делом и помышлением, в разуме и неразумии. 

    Да обрящуся пред Тобою в совлечении тела моего, неимущь никоея же скверны на образе души моея, и да не приимет мене грешника рука темнаго князя миpa сего, еже исторгнути мя во глубину адову; но предстани мне, и буди ми Спас и заступник! Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чисту ее покаянием и исповеданием приими, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище. И, егда приидеши, Боже, на землю со славою, и сядеши, Милостиве, на престоле Твоем праведный Твой суд судити; мы же вcu наги, яко осуждени, неумытному Твоему суду предстанем, и егда начнеши творити испытание нашим согрешениям: тогда, Преблагий, не обличи моя тайная, и не посрами меня пред Ангелы и человеки; но пощади мя, Боже, и помилуй мя. Страшное Твое судище помышляя, Преблагий, дне суднаго трепещу и боюся, от совести моея обличаем, и скорблю зело о деяниях моих лукавых, и недоумеваюся, како отвещаю Тебе, безсмертному Царю? ибо много Тя прогневах. Коим дерзновением воззрю на Тебя, страшнаго Судию, аз скверный и блудный? Но, Господи благоутробне, Отче, и Сыне Единородный, и Душе Святый помилуй мя и избави мя тогда огня неугасимого, и сподоби мя одесную Тебя стати, Судие праведнейший.

     


 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Заказать поминание на Афоне
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево