Афонское предание о 20 черных телах
На Востоке, Бог весть только в каком городе, не помню, может быть и на Афоне, один благочестивый епископ захотел в своей епархии выстроить монастырь, не столько, может статься, убеждаясь к тому необходимостью, как сердечным каким-то влечением и необыкновенною привязанностью к одному загородному месту, на котором, при восхитительных видах живописной окрестности и самой дали, находились развалины какого-то древнего здания.
По сохранившимся признакам самой его основы и по темным преданиям местности - это здание почитали обителью иноков. Это-то самое, конечно, и убеждало набожного владыку выстроить там монастырь. За средствами для этого богоугодного дела не было остановки.. Найдены мастера, расчищено место и старая основа разобрана. Чтоб монастырь воздвигнуть обширнее и великолепнее, по плану самого владыки, для этого требовались прокопы для новых рвов под фундамент.
Когда приступили к тому, сверх чаяния, вблизи прежней монастырской стены найдены были в земле двадцать тел, черных как уголь и нимало не тронутых тлением и сокрушительною силою времени. Об этой странной находке тотчас докладывают владыке. Между тем молва быстро о ней пронеслась по городу и окрестностям, и целые толпы любопытствующих нахлынули посмотреть на неслыханное чудо. Сам владыка не замедлил явиться к найденным телам.
Чьи они? Кто такие несчастливцы, прах которых не смесила со своим собственным наша общая мать-земля и не дала им покоя в недрах своих? Никто не знал этого. Эта тайна много произвела догадок и сделалась предметом общих бесед жителей того города. По всем признакам не истлевшей плоти можно было догадываться и справедливо заключить, что это несчастные отверженники Неба и райской светлости, потому что тела были и черны, и тверды как камень...
Всякий жалел о них, и все вообще желали узнать, чьи они и за что на них эта печать Небесной правды. Епископ был, вероятно, великий угодник. Чтоб разгадать таинственную судьбу несчастных мертвецов, он обратился к Богу и общественною и своею собственною молитвою, в духе живой веры, умолял Его открыть: кто такие мертвецы и за что это грозное нетление, эта мрачная окаменелость в телах их?..
Постом и молитвою стужал народ и владыка Богу, и Бог послушал их. Раз, когда на самом месте, при мертвецах, молились, один из них, к удивлению всех, воскресает, встает со своего места и, обращаясь к епископу, говорит:
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |