Мы погибшие!
Вы молились о нас, желая знать - кто мы и за что в таком отверженном положении; Бог услышал вас. По Его Творческой воле поведано мне встать и доставить вам сведение о нашей жизни. Итак, знайте, что на месте сем давно, много лет тому назад, была иноческая обитель.
В числе первых ее насельников были я и мои девятнадцать товарищей. Несмотря на то что жили под руководством доброго и опытного настоятеля, мы не пользовались ни его римерною жизнью, ни убеждениями отеческой любви его. Мы жили без цели в будущем, без памяти вечного о нас предназначения, а потому в плотской суетности убивали время, пили и ели, спали и развлекались до пресыщения в возможной степени.
Это еще не вся беда, потому что это естественно грубой чувственности нашей, но горе нам оттого, что мы пренебрегали церковными службами и келейным правилом, редко заглядывали в церковь, а если и заглядывали, то более из приличия, чем по сердечному влечению и по любви к Богу.
Так протекло двадцать лет. Мы были по виду иноки, но в самом деле бессмысленнее животных, потому что, имея разум и ведение загробного назначения, мы ни во что вменяли Слово Божие и отеческие убеждения нашего настоятеля. Следствием этого и было то, что, когда мы перемерли один за другим, души наши отвержены правдою Божиею и самые тела не рассыпались, в обличение нашего жестокосердия, бесчувственности и нераскаяния. Мы погибшие!..
Этот рассказ воскресшего тронул слушателей; заливаясь слезами, они восклицали:
- Господи, помилуй!
Сам архиерей горько плакал о погибших.
- Есть ли, по крайней мере, для вас надежда спасения? - с участием спросил наконец
епископ воскресшего.
- С нашей стороны, - с тяжелым вздохом отвечал тот, - и нет, и не будет никогда, никогда вовеки! Но с вашей стороны есть и возможность, и удовлетворительные средства помочь нам. Если вам жаль нас, бедных, и захотите, вы можете примирить нас с карающею нас правдою Божиею и избавить вечного осуждения.
- Чем же? - радостно спросил епископ.
- Вот чем, - сказал тот, - дайте слово пред Богом, обяжитесь в течение двадцати лет, по числу лет нашей жизни в иночестве, исполнить за нас то, чего мы не исполнили сами; пусть из вас изберутся двадцать человек и обяжутся, кроме своего молитвенного правила, за нас молиться; а главное, приносите при том каждодневно Бескровную Жертву о нашем спасении, и вы увидите измену десницы Вышнего немедленно.
Письма святогорца к оглавлению
|