Афонский пустынник Галактион
- А не угодно ли зайти к моему странному соседу на минуту? - спросил нас наконец Павел, когда мы поверстались с глухою тропинкой, круто опускавшеюся на низменные скалы прибрежья.
- Кто же он? И где его пустыня? - спросили мы отца Павла.
- Здесь вот внизу пустыня, а сам пустынник - Галактион, как слыхал я, из поляков. Он служил когда-то в Кишиневе, но в смуты Польши бежал за границу и поселился здесь. Жизнь его изумительна: он питается травой и кореньями, пьет только воду; его подвиги - неимоверны.
Только вот беда: он верил и верит собственным мудрованиям, чувствам сердца и воли. Следствием сего было то, что он увлекся демонским обольщением и до такой степени расстроился в духе, что чуждается церкви и Святых Таинств; во всех видит слабую сторону, а себя признает совершенным Ангелом.
Что делать: и чрезвычайный подвижник, но - прельщенный. Его афонская келлия известна под названием Трехсвятительской; в ней прежде сколько-то времени уединялся отец Самуил - иеромонах, ныне находящийся в Сергиевской Лавре; он из греков.
- Знаю, - заметил я на последние слова отца Павла, - отец Самуил со мною был вместе во Иерусалиме в прошедший раз, а теперь, надо полагать, на Синайской горе, потому что он туда пробирался из Яффы.
Нам жаль было упустить из виду Галактиона-пустынника, любопытство увлекло нас в самую глубь строгой его пустыни. Перебитою и осыпавшеюся тропинкою, среди цветущих кустарников спустились мы на равнину, которую с западной стороны гранитная скала заслоняет от всей Святой Горы, так что виды открываются только на залив Монте-Санто.
Самая афонская келлия хорошо расположена и окружена крошечным садиком и кипером. К сожалению, пустынника не было дома. Тогда как мы любовались с беседки, сложенной из камня, на даль моря и на бурно плескавшиеся внизу волны, на пустынных скалах появился и Галактион.
- Отец Галактион! - воскликнул наш отец Павел, завидев отшельника. - Благослови!..
- Бог благословит! - протяжно отозвался спускавшийся к нам пустынник.
- Мы пришли посмотреть на тебя и на твою келлию, - продолжал с улыбкою Павел.
- И смотрите... - иронически заметил Галактион.
Письма святогорца к оглавлению
|