Кто там?
- Кто там? - спросил он. Такие-то... - отозвались из-за двери, - мы с твоей родины, принесли тебе от родных твоих поклон и еще кое-что. Мы с важным к тебе поручением; позволь войти к тебе и переговорить с тобою, святой отец.
Пустынник отпирает дверь, и два незнакомца почтительно приветствовали его.
- Прошу пожаловать, - скромно произнес пустынник, отворяя дверь на фондарик свой.
Незнакомцы вошли. Хозяин усадил своих гостей на циновочный диван и сам уселся напротив их.
- Зачем же вы сюда? - наконец спросил пустынник незнакомцев. - И как вы нашли мою келлию?
- Нам указали, - отвечал один из них, - а зачем сюда, на это вот что мы доложим тебе, святой отец: ты знаешь, как мы страдали в подданстве Порты, как угнетены и мы, наши семейства, наша вера и самая Церковь... Ты, конечно, это знаешь сам и не потребуешь особенных на то доказательств.
- Да, так, - с чувством проговорил пустынник, - что ж из этого?
- Ты знаешь, верно, и то, - начал тот же незнакомец, - что война у турок с Россиею кончилась миром, чрезвычайно для нас выгодным, потому что мы остались под особенным покровительством единоверной с нами державы, нам дана возможность и свобода жить по-христиански...
Но вот беда: у нас, на твоей родине, нет епископа. А без епископа может ли быть Церковь, в силах ли мы управляться сами собою? Кто отразит от нас хищничество турок? Между тем мы знаем твоих родных, знаем и тебя, и твою жизнь; а потому прости нас, что мы тебя без твоего согласия выпросили себе в епископа. Вот на это и турецкий фирман, а при нем и патриаршая грамота.
Незнакомцы вынули бумаги и передали их пустыннику…
- Помилуйте! - возразил пустынник, смиренно потупив глаза, а между тем готовый прыгать от радости. - Мне ли принять жезл пастырского правления, когда я и сам собою не в силах владеть? Мне ли взять на себя бремя апостольского служения, когда я чувствую мои собственные немогди и множество грехов?.. Нет, чада, отрекаюсь от того, что выше сил моих! К тому же - моя пустыня мне рай; я дал обет пред Богом умереть здесь...
- Как хочешь думай о себе, святой отец, - отвечали незнакомцы, - а глас народа - глас Божий, воля правительства - воля Божия. Ты знаешь, что общественная польза предпочтительнее нашей собственной. А фирман на что?.. Нет, отец, не отрекайся! Церковь тебя зовет. Если ничто тебя не трогает, ни бедствия народа, ни семейные наши горести, так ужели ж и нужда Церкви для тебя ничего не значит?
К оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Сергий Веснин. Биография
Карта сайта |