Афонский Ильинский скит – все до одного малороссияне и игумен молдаванин
К полдню мы дошли до Афонского Русского Пророко-Ильинского скита. Несмотря на то что для нас был завтрак у отца Павла, нас не отпустили отсюда без обеда.
Пророко-Ильинский скит стоит уединенно и далеко от моря на северо-восточном склоне Святой Горы, на одном из возвышенных пустынных холмов. Только на восток он имеет виды, а со всех прочих сторон окружен соседственным высотами. На запад от него, на скате Афонского хребта, в лесу одиноко красуется русский же скит Богородицы Ксилургу, принадлежащий Русику и занимаемый исключительно болгарами.
Пророко-Ильинский скит ныне только начинает поправляться; впрочем, сжат и тесен. С одной стороны, замечателен он тем, что здесь занимался переводом с еллинского на славянский язык книг Добротолюбия и Исаака Сирина молдавский впоследствии арихмандрит Паисий, а потом его келлию занимал и отец Аникита, бывший русский князь С. А. Шихматов-Ширинский.
Здешний скит что-то среднее между общежитием и штатными монастырями; братия до одного - малороссияне. До нынешнего настоятеля был у них чистый русский, против которого до такой степени предубедились малороссияне ради его личности собственно русской, что отказали ему в настоятельстве и заставили удалиться со всеми, кто только был из великороссиян.
Что же Господь устроил?.. Он им поставил в игумена не малороссиянина и не чисто русского, а молдаванина и таким образом поставил их в необходимость повиновения его старческой воле.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Сергий Веснин. Биография
Афон |