Закланная
В юго-восточном углу внутренней галереи того же параклиса во имя святого Димитрия есть другая известная всему Афону икона Божией Матери, называемая Закланною. Это название усвоено ей по следующему случаю. Один здешний екклесиарх-диакон, подолгу занимаясь в церкви приведением всего в должный порядок и чистоту, прихаживал кушать в трапезу иногда не в обычное время, но после всех.
Раз, промедливши таким образом в церкви, он приходит к трапезарю и просит у него обедать. Недовольный безвременностью прихода екклесиархова, трапезарь со сердцем заметил, что надобно ходить в трапезу в свое время, а не так, как вздумается.
Екклесиарх оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать себе обеда, между тем как трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба.
Голодный и взбешенный екклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее начали волновать его пылкое сердце и бесить сильным негодованием на трапезаря. В этом расположении духа возвратился он в церковь, где не только помыслы не унялись, но сильнее прежнего мучили его; он весь был не свой... В расстройстве духа и в совершенном исступлении он подходит к иконе Божией Матери и, ставши пред нею, начал укоризненно говорить:
- До которого времени я буду служить Тебе, Богородица? Трудись, трудись, а за все то не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих.
При этих словах он схватил нож, которым очищал пред тем воск от лампад, замахнулся им и сильно ударил в ланиту Ее и пронзил насквозь (икона эта изображена на холсте). Кровь брызнула, заструилась из раны, и самый лик Божественный покрылся бледностью, как лик умирающего от смертельной раны и от иссякающей крови.
Тут иконоубийца затрепетал, упал на помост пред иконою и, пораженный неизъяснимым ужасом, стал как помешанный; члены его ослабели, он трясся, как Каин, как преступник и убийца. Скоро все узнали в монастыре о случившемся.
Когда игумен и братия пришли в церковь, с изумлением заметили, что кровь, струившаяся из ланиты Богоматерней, еще не засохла на ней. Убийца тогда же ослеп и помешался совершенно. В чувстве искренней жалости набожный игумен на следующий же день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его, однако ж чрез целые три года несчастный оставался помешанным, в трепетании всех членов и в слепоте глаз. Наконец, когда кончилось это время,
Утешительница кающихся, Пресвятая Богородица, Покровительница Афона, явилась в сонном видении игумену и объявила ему, что ради их молитв и ходатайства Она прощает преступника и дарует ему исцеление; впрочем, прибавила: рука его, за дерзость и святотатственный поступок против Нее, будет осуждена на Втором Пришествии Христовом. Наутро действительно помешанный образумился и, пришедши в себя, прозрел глазами и оправился совершенно от трепетания членов.
Долго и горько рыдал он о своем безумном поступке, называл себя убийцею и, сделавши пред закланною им иконою место, в искреннем покаянии провел пред нею прочее время жизни своей, не преставая упрекать себя за святотатственную дерзость и окаявать свое бешенство.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
|