Афонская пустыня святого Антония
Пещера преподобного Антония, вероятно, ничего не изменила в себе со времени ее первоначального обитателя, разве только строгую постель его, которая теперь заменена, приметно, новыми дощечками, и камин. Радушный пустынник по-гречески объяснял нам и бедность афонского монастыря, и самой пустыни Антониевой, указывал на Россию и со старческим простосердечием располагал будущею судьбою келлийки, здесь находящейся.
Ему хотелось здесь устроить церковь, обновить келлию и иметь все удобства и условия к спокойному отшельничеству. Мы не мешали старцу заранее восхищаться будущим и поддерживали в нем дух справедливой веры в Небесный Промысл и в щедрость России.
Вид отсюда на восток чрезвычайно хорош. Афонская пустыня святого Антония единственна во всех отношениях своего аскетического достоинства. Самая пещера вполне удовлетворяет в требованиях мысли и духу: здесь невозмутимая тишина, удаление не только от света, но и от самых иноков; только море и небо, небо и море - единственные видимые предметы.
В нашу пору небо было ясно и светло: солнце дробилось в переливных волнах моря и ярко отражалось в них своими жгучими лучами, оно проникало в самую глубь растрескавшихся скал и ущелий; природа в царственной красоте полной весны, только море тревожилось перекатом волн и сердито разбивалось о неподвижный гранит пустынных скал. Видно, что преподобный Антоний в строгом выборе иноческого уединения имел самый чистый взгляд, что оправдывает и здешняя его пустыня, и живописные красоты Киевских гор.
Справедливо замечали и замечают, что лучшие столичные города Европы занимают местность самую прозаическую, скучную и невыгодную в отношении видов; между тем монастыри, а и того вернее иноческие пустыни, - на самых пленительных местах.
Что бы это значило? Конечно то, что грубая чувственность людей ищет только житейских выгод, не принимая в расчет требований духа, желаний сердца и наслаждений для них самых даже невинных, тогда как иноки, чуждые всего и в самых необходимых требованиях и условиях плоти, исключительно обращают внимание на сердечные выгоды и на все, что только питает в них чувство любви к Богу и переносит их мысль к райским красотам.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
|