Как афонская Троеручица вышла из алтаря и стала игуменьей
Афонское предание:
Раз в Хилендаре умер настоятель; избрание нового стоило многих сильных потрясений в братстве: одни хотели того, а другие иного, так что монастырь разделился на две партии; возникли и неудовольствия и распри. Смуты братства потревожили и Богоматерь, имени Которой посвящен монастырь; Она Сама вступилась в спорное дело братии и дала ему мирное направление.
В один день братия по обыкновению собрались к утрени и видят, что икона Троеручицы не на своем месте в алтаре, а на игуменском. Относя это к тайным действиям екклесиархов, братия отнесли икону в алтарь, но на следующий день опять она появилась над игуменским местом; ее поставили снова в алтаре, а между тем были приняты все меры предосторожности: двери церкви освидетельствованы, наложены на них печати, но на третий день икона опять была над игуменским местом.
Пока еще братия дивились этой странности, является известный всем затворник, единственный между ними по святой жизни, и рассказывает видение, в котором Богоматерь изволила сказать, чтоб братия не трогали иконы Ее с игуменского места, потому что, в устранение несогласий, и в настоящее, и на будущее время при избрании игумена Она Сама хочет занять это место Своею Божественною иконою и непосредственно управлять монастырем.
С той поры не выбирают, и нет там действительного игумена из братии, а есть только про-игумен, то есть наместник, заведующий монастырем, и всегда остается праздно в церкви место игуменское, над которым стоит икона Троеручицы.
Я был в этом монастыре, покланялся и лобызал святую икону Богоматери Троеручицы; Ее вид чрезвычайно выразителен и даже строг. Так как нет здесь игумена, екклесиархи берут благословение на что бы то ни было - на звон ли к службе или к начатию ее — у Афонской Троеручицы и по существующему здесь, на Афоне, положению, одевшись в мантию, подходят к иконе, делают пред ликом Богоматери два земных поклона с крестным знамением, целуют Ее руку, а потом, как пред Настоятельницею, падают в землю, уже без крестного знамения.
Один екклесиарх в бытность нашу в Хилендаре признавался нам, что, подступая к иконе для принятия от Богоматери благословения, он ощущает невольный страх, похожий на страх подчиненного власти, а с тем вместе и чувство детской любви, как пред Матерью вечной любви и утешения.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |