Афонское дело в Протате
Не велика беда, что Г-в уехал отсюда в Россию. Там он и прежде десять лет провел в монастыре, и по выезде из-за границы непременно думал поступить в один из монастырей Полтавской епархии, где настоятельствовал его давний знакомец и благодетель; но беда в том, что неблагодарный выдал там себя за иеромонаха, не имея на то ни вида, ни свидетельства отсюда.
Между тем, по принятии здесь иноческой одежды Г-в выпросил в этом у монастырского начальства законное удостоверение и в виде письма препроводил к своей жене, находившейся (помнится) в Горицах, предоставляя ей, и даже убедительно прося, принять на себя ангельский образ. Послушная старушка, вероятно, не замедлила исполнением его священной просьбы.
Но как частное письмо, за подписью только настоятеля здешнего и духовника, удостоверение это в действительности пострижения Г-ва не могло иметь законности в России без свидетельства Константинопольского Патриарха; потому Священный Синод и отнесся чрез Миссию к Патриарху, прося законным порядком исследовать дело о пострижении Г-ва, прибавляя к тому вопрос: точно ли он, Г-в, рукоположен Русском монастыре во иеромонаха?
А Русская Константинопольская миссия со своей стороны требует высылки паспорта Г-ва, который отозвался ей при проезде в Одессу, что забыл взять паспорт из Афонского Русика. Разумеется, дело, о котором я теперь пишу, не составляет особенной важности, но оно огорчительно для Русика и может иметь неприятные для него следствия.
Подобной неблагодарности и бессмысленного самозванства мог ли он ожидать от престарелого служаки, который валялся в ногах, прося ангельского образа, и по принятии так искари-отски поблагодарил своих благодетелей!.. Что делать! К сожалению, письмо от имени Г-ва к жене его писано было моею рукою; вследствие сего я и должен был явиться в здешний синод для объяснений и ответов на запросные пункты Патриарха Константинопольского.
Несмотря, впрочем, на неприятное дело, я с сердечным удовольствием и нетерпеливостью ждал, минуты, когда позовут нас в присутствие святогорского протата. Мне хотелось быть слышателем рассуд иноческого синода, который не только имеет начальственное влияние на Святую Гору Афон, но даже в некоторых случаях ограничивает требования самого Патриарха и уклоняется от исполнения их по известным на то указаниям афонского управления.
|