Собрание игуменов афонских
Между тем и назиры имеют свою печать, на которой изображено Успение Божией Матери (главный афонский праздник) и которая разрезана на четыре части. Каждый: назир владеет одною из граней этой печати, и все решенные дела скрепляются ею. В случае несогласия которого-нибудь из них на решение дела трехгранная печать остается недействительною, и самое дело от назиров передается антипросопам, в их рассмотрение и на их суд. Проедрос, или главный назир, получает жалованье, а прочие служат по обязанности.
Турецкий ага не только не имеет никакого влияния на дела протата, но в некоторых отношениях остается в зависимости от него. Ага со своей стороны для Святой Горы Афон не иное что, как мытарь, или сборщик государственных повинностей. Бывает и то, что ему поручают исполнение протатских узаконений и отдают в полицейскую расправу тех из мирян, которые занимаются здесь работами.
Редко доходят до него жалобы недовольных решениями протата, потому что в подобных случаях недовольные всего чаще обращаются к Святейшему Патриарху, который, судя по роду дел и по важности их, назначает для следствия кого-нибудь или из епархиальных, или из живущих здесь на покое архиереев.
Вот вам существенные очерки здешнего протата, или синода, в котором я имел честь оставаться около часа при собрании нескольких игуменов афонских и частью их антипросопов. Надобно по совести признаться, что подобным счастьем - видеть синод в полном собрании его членов и слышать рассуждения их - едва ли кто из путешественников когда-либо пользовался здесь, потому что ни под каким видом не допустят человека стороннего, человека чуждого и пришельца с отдаленной стороны света быть свидетелем иноческой рассуды в духе евангельском.
Итак, это редкое счастье пало на мою долю!.. Я воспользовался счастьем и очень рад, что мое давнее желание Господь исполнил, и притом самым удовлетворительным образом. |