Метохи Русика за Афоном
Тихо провели мы ночь на 20-е под безоблачным небом, в виду Святой Горы Афон, и до восхода солнца на следующее утро отправились к Солуню на приготовленных мулах. Я не буду вам писать о прощании моем с друзьями: об этом не пишут, потому что подобные сцены можно только вполне чувствовать, а не говорить или писать о них...
К вечеру того же дня мы прибыли на дачу нашего монастыря; путь к ней лежал большею частью по засеянным полям, на которых расстилались волны зелени и дозревал уже налившийся ячмень; и пшеница была почти в полном колосе.
Дача, или метох, Русского монастыря находится от Святой Горы в расстоянии верст более пятидесяти, и окружена дачами прочих свято-горских обителей. Это место известно у общим именем Каламарии. Не могу вам сказать, когда именно пожертвованы эти дачи Святой Горе; только знаю из устных преданий, что они усвоили себе это название Каламарии от имени их владетельницы Марии, которой, в незабвенную ее память, святогорские отцы придали эпитет -кала и самые дачи нарекли ее именем: Каламария, то есть «добрая Мария».
Добрая Мария непременно должна быть державная особа и такой силы и могущества, которых не в праве были сокрушить самые повелители Порты. Будь Мария лицо частное, без царственного значения в актах на свои земли, турки не позволили бы владеть Святой Горе таким значительным, пространством земель, каково на Каламарии.
Представьте себе; каждый монастырь (их двадцать), за исключением десятой части, получает отсюда пшеницы годовую для себя пропорцию, а иногда и продает часть. Какова же и на сколько человек должна быть эта пропорция? По самойменьшей мере на сто человек, а вернее всего, с рабочими и поклонниками, на полтораста в каждом монастыре.
Итак, сколько в сложности привозится на Афонскую Гору отсюда пшена, не говоря о ячмене, который идет для рабочего скота только? Десятая часть из всего количества хлеба, по законам Порты, отделяется Солунскому губернатору (паше), под ведением которого состоит Святая Гора и Каламария. Святогорцы иначе не могут и взять себе в монастырь отсюда пшеницу и ячмень, как с разрешения паши. Поэтому, когда снимается хлеб с полей и подготовляется молотьба, доводят о том до сведения паши, который и назначает от себя надзирателей за верностью ему отдела десятой части из зернового хлеба.
Как скоро надзиратель примет на свои руки хлеб для доставления по принадлежности в магазин паши, дает от его имени ярлык, свидетельствующий о беспрепятственном ввозе хлеба на Святую Гору, и каждый монастырь, нагружая им или свои собственные корабли, или наемные, таким образом обеспечивает свое продовольствие на круглый год.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь