Любовь к Афону
Ваше письмо от 8 апреля чрезвычайно порадовало меня; я только что получил его и, желая сохранить и передать Вам мои чувства, возбужденные чтением дружеских Ваших строк, сообщить мысли и движения признательного к Вам сердца, берусь за перо и пишу... О, бесценна в жизни дружба и весело услаждать взаимностью ее смутные наши дни!
Если надобно дорожить чувствами, освященными ее именем по связи и отношениям к миру, то в тысячу раз более я обязан быть Вам благодарным и глубже укоренять и разогревать мои сердечные чувства, возникшие под мирною еныо афонских пустынь, где с Вами дышали мы некогда райскою свободой жизни и мечтали о будущем, мечтали сладко, детски и ангельски блаженствовали... Ах, Афон, бесценный...
Доброй Вашей супруге я очень признателен за ее искренность и расположение и прошу изъявить ей от меня желание долгих-долгих и веселых дней и лет сладкого, супружеского счастья и полного наслаждения в Вашей любви к ней. Освященные, связанные на целую вечность союзом брачной любви, да будете вы счастливы, веселы и довольны жизнью; самый последний вздох жизни да передадите Богу в неразрывной взаимности сердца и в неизменности чувств его. Имя Вашей подруги для меня слишком дорого; в дни моего земного, супружеского счастья и я имел милую, добрую Анну: я был отцом и мужем - значит, мне знакомы - хоть и забыты уже - «трепет любви, восторги счастья и залоги блаженства», но... не пробудить бы в душе непозволенных мыслей и чувств... Простите; я заговорился о невозвратимом быва
В одном из стихотворений Святогорец дает такое поручение своему другу с высот безмятежного Афона.
И прибавь ей: Будь мирна
Прахом и душою
И к святым сопричтена
Девой Пресвятою...
Но еще есть дочь моя
Там же, накладбише.
Ты зайди, мой друг, и к ней,
Да, зайди к дитяти.
Этой крошечке моей
Поклонись от тяти...
Я увлекся далеко, любуясь вами, сочувствуя вам и приветствуя вас. Подобные нескромные выходки тяжелы для совести, и я бросаю их в сторону; этим мне хотелось лишь выразить желание, чтоб Вы были счастливы, чтоб Вы берегли Вашу подругу и хранили, как жизнь свою, потому что этот пол, как райский цветок, нежен, но и, по замечанию святого апостола, немощен: значит, в отношении к чувству жены надо много осторожности и внимания.
Бог да благословит вас; Ангел ваш да осенит вас хранительным крылом своим от всего, что может растворить земное ваше счастье хоть минутным огорчением. О, в мире много суеты и неприятностей - да иначе и быть не может, потому что в противном случае наша иноческая жизнь не имела бы своей цены; ведь и самый Афон не был бы бесценным для исключительного класса добрых людей, если бы мир не огорчал нас своими пустяками и глупостью..
Вы жалуетесь на свое сердце, затем огорчаетесь, сердитесь на подручных; но при множестве людей разнохарактерных и, главное, не понимающих Ваших целей к их же собственной пользе, - без этого обойтись нельзя. В этом случае поминайте чаще слова святого пророка Давида: Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете (не языком только) в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.
Гневаться, значит, можно, но только так, чтоб этот гнев не был от сердца и не возмущал духа, а действовал одними словами, и то приличными, так чтоб не браниться на русский лад и по-бурлацки, как это водится и между некоторою русской знатью...
По-моему, на Вашем месте надобно иметь постоянное присутствие духа, равнодушие и, главное, не выходить, как говорится, из себя, но всегда держать сердце в спокойном и мирном положении. Ваше дело быть с подручными в одно и то же время добрым отцом, ласковым господином и нежным другом страждущих чем бы то ни было, бедных и больных. Вы знаете, что иногда милость исправляет самого закоренелого глупца, тем паче она поразительно действует на сердце доброе и чувствительное.
О, ласка господина, приветливое слово его для слуги, по пословице, слаще блина масляного!.. Будете добры и набожны, молитесь почаще, - и Сам Господь позаботится о пользах и спасении Ваших подручных. Вспомните как умилительно, как радостно и неизъяснимо сладостно для сердца беседовать с Богом и с Царицею Небесною в скромной тишине ночи!
Вспомните афонские бдения, когда Вы с нами и между нами пели Господу хвалы свои и изливали пред нами чувства признательного сердца!.. Молитва жизнь души, райское наслаждение, ангельское достоинство... Молитесь же, и Бог Вас благословит не на земле только, но везде, и на мытарствах грозных духов ада, и в самой вечности.
|