Святогорец в вятской пустыни
Воспоминания и грусть о безмятежном Афоне
Вы помните тот прекрасный вечер на Святой Горе Афон, когда, вышедши из храма русского, Вы указали на яркую вечернюю звезду, горевшую на западе, и окружавшим Вас свято-горским друзьям с чувством произнесли:
- Святые отцы! Всякий раз, как глаза ваши будут видеть эту звездочку, - припоминайте меня и то время, которое я делил здесь с вами в молитвах и дружеских беседах. Эта память ваша и в моем сердце воскресит минувшее; я вспомню Афон и вас - и мне будет приятно.
Нас только не забудьте в далекой отчизне, - отвечали мы в один голос и пошли на русский чай.
Это было пред всенощною.
О, было время, было время бесценное на Афоне, а теперь... святые отцы по-прежнему поют хвалы свои Богу и Всепетой Владычице в безмятежном Афоне, в сонме скромного русского братства... а я, бедный, лежу в моей пустыне, грустно и часто переносясь мыслью на Афон к моим друзьям и вспоминая Вас с молитвенным желанием Вам всякого блага.
О, я должен горько плакать, и непрестанно плакать об Афоне, пока снова не удостоюсь видеть его и на нем уложить грешные мои кости. Да будет во всем воля Господня! Слава о всем Богу и Всепетой!
Где ж я теперь живу - чай, любопытно знать. Живу в лесу один, при уединенной часовне, мимо которой лежит московский тракт. Жизнь моя тиха, но не такая, как на Афоне. Раз посещали уже меня какие-то разбойники и пытались ворваться ко мне, но Бог меня хранит.
1847 г., августа 25 Орлов, Вятской губернии
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |