Желание Святогорца умереть на священном Афоне
Духовные средства против холеры
Мир Вам и спасение от Господа!
Я виноват пред Вами в молчании, но виноват невольно - по стечению обстоятельств и по болезни, от которой едва не перешел в загробную жизнь... А смерть вне монастыря и не на Афоне - это для меня последняя кара Небесного правосудия. Но слава Богу, все пробило или проходит благополучно. Слава Богу и Всепетой Его Матери!
Я писал Вам в прошедшем письме из Вятки, что слепец уже прибыл ко мне. Согласно его желанию я вызвался проводить его к моему брату. Долго мы в сельском уединении и в моем родственном кругу наслаждались красотами природы, много было воспоминаний о минувшем, а всего более о священном Афоне и Палестине; много было мечтаний о неразгаданной, неизъяснимой для нас доле будущего; впрочем, при этом одно слово: воля Господня да будет во всем!
Наши намерения, предположения, виды и надежды, если не исходят из одной нашей расчетливости, а соединяются с упованием на Бога и клонятся к славе Божией и ко благу ближних, - нет сомнения, всегда будут иметь успех и исполнение. Бегом бы побежал на Афон, вихрем унесся бы в мою умилительную, ненаглядную пустыню и затворился бы в келлии Космодамиановской, в которой мы так сладко беседовали, так весело и безмятежно странствовали в упоительных надеждах на будущее.
О, помните ли Вы то время?
Помните ли, как райски тих был вечер, когда мы в глубоком благоговении, в неизъяснимом трепете смиряющихся чувств молились в крошечном храме святых бессребреников и на скромной иноческой террасе, под открытым небом, вкушали скудную трапезу?.. Все вокруг нас дышало миром и спокойствием; дружны и святы были разговоры наши и чужды всего земного... Мы истинно тогда блаженствовали...
У вас, как видно из петербургских газет, появилась холера - этот бич карающего нас Господа. Молитесь, и Бог назнаменает Ваше семейство, ангел смерти и истребления пройдет мимо вас. Так было и с израильтянами в Египте,только кровь агнчая спасала их от всегубительства: ею только помазуя Праги домовних дверей, израильтяне оставались в безопасности.
А у нас разве нет заветной Крови бесценного Агнца, закланного на Крестном жертвеннике во спасение наше? Значит, следует только приобщиться этой Крови Божественной - и гнев Божий смягчится, ангел смерти не тронет нас, и мир и радость по-прежнему заиграют в сердцах наших.
Мне чистосердечно открывался один доктор, что когда его поразила холера, он, вместо того чтобы принять какие-нибудь против нее меры обыкновенные, тотчас же обратился к духовнику, исповедался, приобщился Святых Тайн - и в то же мгновение болезнь миновалась.
О, не бойтесь! Предайтесь детски в волю Божию: что бы ни было с нами, - будь только по воле Божией и во славу Божию, все ничего! При таких истинно христианских чувствах все пройдет благополучно: самая смерть не будет так страшна, как мы ее обыкновенно воображаем. Да будет имя Господне благословенно вовеки.
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |