Житейские скорби духовное утешение среди этих скорбей замирание души об Афоне
Вы все-таки скучаете и жалуетесь на смуты жизни, суету и хлопоты и, как горлица, воркуете с замирающею душею об Афоне... Да кому же и скучать, как не Вам в мире? Да кому же и жаловаться на смуты и огорчения жизни внешней, как не Вам, мой возлюбленный?
Вы и то много приняли утешения для чувственности в супружеском счастье; Вы ведете жизнь в довольстве, в семейных тихих удовольствиях; Вы, по пословице, как сыр в масле катаетесь; и Вам бы еще вдобавок ко всему этому - довольство духа, сердечное спокойствие и мир совести! Если еще передать Вам наше спокойствие и внутренний наш мир и райские утешения келейной жизни, да кто ж после того пойдет в монастырь? Нет, возлюбленный, - Вы не по праву жалуетесь.
Вы должны постоянно быть огорчаемы в жизни, Вы должны непременно тяготиться смутами, дабы свинцовое их бремя, подавляя вопли чувства и наводя скуку и тошноту, давало Вам урок мудрости и случай искать высоких наслаждений и действительных, а не пустяшных, указывало бы Вам путь - где и кто может освободить Вас от крушения духа, от сердечных страданий внутреннего мятежа.
Вы помните слова Господа, призывающего к Своему покою; значит, следует только к Нему обратиться, в Нем искать спокойствия и довольства, и тогда Вы будете вольны духом, как пташка, и пташкою будете распевать свою жизнь земную. Не напрасно царственный Давид говорит: помянух Бога и возвеселихся.
Слышите, что говорит: только помянул, и тихое веселие уже оживотворило сердце его; что же, если не помянуть только Бога случайно, а постоянно и всегда помнить Его, Им только дышать, о Нем думать, Его желать и искать, - что тогда будет?..
Тогда с тем же Давидом можно только в сердечном, неизъяснимом упоении и в райском, в ангельском чувстве восклицать:
...что ми есть на небеси и от Тебе, Господи, что восхотех на земли? Боже! Ты сердца моего часть, Ты все, Боже, вовек!..
О, с кем Бог, у кого Он в сердце, - такого человека и в ад запри, и в геенну посади, - он и там найдет райское блаженство, потому что где Бог, там и рай.
После всего этого что же Вам препятствует быть всегда с Богом и в Боге?.. «Да суеты и хлопоты», - ответите. Ох уж эти суеты!.. Но и самые суеты не лишают нас Бога, если они имеют настроенность благую и во славу Божию.
Дай Бог, впрочем, чтоб Вас поболее и почаще огорчали житейские Ваши хлопоты: это для Вас очень полезно, потому что в чувстве этих огорчений Ваше сердце невольно будет искать свойственной себе пищи - молитвы, и ежели Вы не будете себе отказывать в этом ангельском блаженстве - Сам Бог будет услаждать Ваше сердце тайными посещениями благодати и мало-помалу поставит Вас выше всякой мирской суеты и молвы житейской.
Поверьте, мой возлюбленный, что Вас искренно жаль, ежели Вы в самом деле обеспокоиваетесь жизнью с людьми, в которых чувство добросовестности подавляется, может быть, видами какого-нибудь низкого своекорыстия и расчетливости. Что делать! Всякому дается свой крест.
Наше дело - не изнемогать под искусительною его тяжестью. Крепитесь и молитесь: за Богом молитва не пропадет.
1848 г., сентября 4 Вятка
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |