Новый Афон открытие
Это было завещано старцами основателями как путь, «единственный могущий поддержать и укрепить союз двух обителей» Ново Афонский монастырь ежегодно снабжался субсидией от Старо Афонского в размере 25 тысяч рублей и значительным количеством книг его издания.
Подворья Ново Афонского монастыря в Сухуме, Керчи, Новороссийске, Туапсе и Петербурге были открыты на средства Пантелеимонова монастыря, а всего к 1900 году на устроение своей кавказской отрасли Русская обитель потратила около 1,5 миллиона рублей.
Те надежды старцев Иеронима и Макария, которые они питали, основывая кавказский монастырь, оправдались полностью. В Высочайшем указе 1879 года об утверждении прав Ново Афонскои оби тели говорилось:
«В случае смутных обстоятельств на Востоке дальнейшего пребывания на Афоне братство Пантелеимонова монастыря получает убежище в новой обители, как отрасли сего монастыря, обязанной своим началом и образованием усердию его братства».
С устройством на Кавказе Симоно Кананит ской обители как отрасли Афонского Русского монастыря и благодаря высочайшей милости, дарованной Свято Пантелеимонову монастырю указом 1879 года, радикально изменилось отношение русского правительства к русским афонским инокам.
До этого русское правительство и духовные власти смотрели на выходцев из России, удалявшихся на Святую Гору ради подвигов благочестия, как на своевольников и дезертиров и дозволяли возвращение в Россию не иначе, как в том звании, в каком они выезжали, не принимая во внимание ни пострижение ими на Афоне в великую схиму, ни даже рукоположение их в иерархические степени — иеромонаха и иеродиакона, для сохранения которых по приезде в Россию требовались от афонских иноков всякий раз особое предварительное ходатайство и разрешение Святейшего Синода.
После открытия Ново Афонского Симоно Кананитского монастыря русские иноки Афонской Пантелеимоновой обители могли без предварительных сношений со Святейшим Синодом, имея только паспорт, выданный Российским генеральным консульством в Константинополе, свободно и беспрепятственно выезжать в свой филиальный монастырь с сохранением всех званий и иерархических степеней, приобретенных ими на Святой Горе, а оттуда, уже как насельники монастыря Российской империи и российские подданные, в Россию, включая ее столицы.
Старец Иероним никогда в своих заботах и попечениях не делал различия между обоими братствами, вверенными ему Господом. Посылая иноков на Кавказ для строительства новой обители, он отдал им в благословение Иверскую икону Божией Матери, найденную, по рассказам братии, им самим чудесным образом под престолом Введенского храма.
Старец передал в Новый Афон и другие важные святыни: древнюю чудотворную икону священномученика Харалампия из алтаря Покровского храма и икону Спасителя, присланную на Афон из кабинета государя императора Александра II.
|