Афонский пустынник и бес: что для беса страшно в христианском роде
Ответ беса афонскому пустыннику на вопрос последнего: что для беса страшно в христианском роде? Общий жребий мира. - Сон Святогорца
Как ни приятно мне вступление Ваше в службу, но исполнение христианского долга исповеди и Святого Причастия - несравненно приятнее, потому что Таинства Святой Церкви - существенная потребность нашего духа и единственное условие к временному и вечному благополучию.
Я думаю, Вы слыхали, что отвечал бес пустыннику, когда последний спросил его: что для него страшно в христианском роде?
Три случая в вашей жизни, - отвечал бес, - грозны и невыносимы для меня.
- Что ж это такое? - спросил пустынник.
- А вот что:
Таинство Крещения, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; Крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и наконец - Причащение. Последнее, - продолжал бес, - страшнее мне самой геенны: оно то же для меня, что солнце для тьмы; я не могу не только приблизиться к достойно причащающемуся, но даже страшусь взглянуть на него. Впрочем, - прибавил бес, - все это как ни убийственно для меня в своем существе, но благодарю людей: они своею невнимательностью и порочными навыками сами уничтожают и отгоняют от себя силу благодати Таинств; поэтому я только на время отступаю от них. Они сами дают мне случаи овладевать ими и царствовать в преступном их сердце.
Видите, что значит Святое Причащение?
О, не надобно пренебрегать Таинствами Святой Церкви! Они остаются для нас верными залогами райского блаженства. Не ленитесь приобщаться, помня, как у нас на Святой Горе дорожат приобщением. Две недели, это много - оставаться без Святой Евхаристии. Для Вас же, по уважению к беспрерывным хлопотам и общественным должностям, необходимо по крайней мере каждый пост приступать к Трапезе Господней.
Ваше сердце, в чутье своем, должно быть, ошибочно. Вы пишете, что наши молитвы о Вас ослабели, потому что Вы разучились молиться, как бывало на Афоне: тех чувств как будто и не бывало; Вы частенько крушитесь безотчетно и томительно тоскуете. Вполне верю Вашей исповеди и нимало не удивляюсь тому, что Вы утратили чувство афонской теплоты и умиления к Богу. Кто же виноват? Ужели Вам хочется быть и в мире с миром, и в то же время с Богом?
Неужели для Вас возможно вдруг - и услаждение чувственности, и услаждение духа? Помилуйте, возлюбленнейший! Вы забыли, что чувство райского утешения - слезы любви Божественной и неизъяснимое наслаждение сердца в духе молитвы; Вы забыли, что все это - следствие крестных подвигов, долговременных бдений и строгого самоотвержения. Вы женаты, Вы в связи с миром и приличиями - чего же Вам более?
На Афоне были Вы не то, что теперь; чему ж удивляться, если подавлены в Вас чувства райских наслаждений, трепет любви к Богу и проявление молитвенного духа? Крушиться, тосковать и черстветь мыслью - это общий жребий мира.
Чем же Вам помочь? Это зависит от Вас. Например, каково Вам было и бывает по Причащении? Не легче ли Вашему сердцу после церковных служб и келейной молитвы? Не легче ли Вам, если Вы в чем-нибудь откажете своей чувственности ради Бога, уклонитесь от требований мира и его развлечений?
Наблюдайте за движением Вашего сердца в каждую пору, обращайтесь чаще к Вашей совести - и Вы, при помощи Божией, обрящете покой душевный и чувство Небесного утешения. По-моему, всего более удаляют от нас Бога и Его благодати эти праздники мирские и невнимательность к исполнению молитвенных обязанностей.
Не правда ли?
Р. 5. Знаете ли что? Когда я грустил, не получая от Вас письма, мне снилось, что я - у вас, видел Ваше местечко на равнине, был долго с Вами, беседовал; Вы провожали меня в обратный путь, но так, что я оставался для Вас инкогнито. Так мы и расстались. Видел я, только издали, и Ваше семейство, но неясно, - особенно Вашу А. К-ну: она представилась мне на цветущей долине, близ вашей дачи. Сами Вы были в болезненном состоянии, в каком-то изнеможении и утомлении. Сны, говорят, - игра воображения и следствие дневных впечатлений; но... хорошо хоть и во сне повидать милых сердцу.
1849 г., сентября 24 Вятка
Письма святогорца к оглавлению
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |