Старец
Ипполит (Халин)
Ходил я к морю, на камушке сяду, пою, молюся и плачу Ипполит Халин
Публикуется впервые - Афон
Великая Идея. Русский на Афоне монастырь обречен
После падения Российской Империи Греция активно устремляется к политическому величию Византии.
Задолго до этого, еще в 1844 году, в парламенте Греции была официально провозглашена «Мегали идеа» — Великая идея.
В XXI веке Греции суждено сыграть свою важную роль в судьбах России, и в наступлении самых последних времен.. Суть этой идеи — возрождение Греческого государства в границах Византийской Империи, некогда охватывавшей мир от Италии до Палестины.
Или как минимум включение в состав государства всех территорий, населенных греками, в том числе Константинополя и значительной части Малой Азии. Помимо этого, владычество греческих патриархатов простирается до Египта...
В общем, Великая Идея - это планы вполне грандиозные.
Идет ли речь только о политических амбициях или все-таки питаются надежды на возрождение православной Византийской Империи, православного царства, более тысячи лет удерживавшего натиск бесчисленных варваров и вообще сил мирового зла на святую Церковь?
Империя погибла около шестисот лет назад на берегах Босфора. Ее великая столица Константинополь — Царьград — давным-давно превращена в многолюдный, но провинциальный турецкий Стамбул, а с некогда главного христианского храма Вселенной, Святой Софии, небесной красотой которого восхищались послы равноапостольного князя Владимира, сняты кресты.
Но... «Есть много оснований говорить, что судьба Византии еще не решена. Что завещание тех, кто погиб на стенах и улицах Царя Городов в последней битве за него, будет исполнено. Он все еще может стать нашим... Православным, а вовсе не обязательно русским...»
И абсолютный храм Святой Софии будет избавлен от поругания.
В результате закрепления политического господства Греции над Афоном и торжества богоборческих революций в славянских странах негреческие монастыри Святой Горы лишаются практически всех средств к существованию.
«Отсутствие молодых монахов в Свято-Пантелеимоновском монастыре и Андреевском скиту, — писал профессор Константин Кавардос, — обусловленой боязнью греков влияния коммунистов, поэтому русских монахов не пускают на Афон...!"
После всех потрясений в 1945 году отцы Свято Пантелеимоновского монастыря обращаются за помощью в Москву.
До победы СССР во II Мировой, с одной стороны, и до улучшения положения Русской Православной Церкви в Советском Союзе в сороковые годы, с другой, нереально было даже думать о подобном обращении.
«Ваше Высокопреосвященство! Наш монастырь пришел в полный упадок,—констатирует позднее горький факт игумен схиархимандрит Илиан (Сорокин) в официальном письме на имя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, в то время еще архиепископа, Нико-дима (Ротова). — Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен...»
В исторический день 24 июня 1963 года (по прошествии стольких лет медленной и мучительной гибели русского монастыря!) в Великой лавре святого Афанасия на Афоне Вселенский Патриарх Константинополя, Нового Рима, Афинагор в присутствии предстоятелей Поместных Православных Церквей и представителя Патриарха Московского и всея Руси архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима сделает заявление, для большинства собравшихся неожиданное и явно противоречащее курсу Греческого государства на эллинизацию Святой Горы.
«Все Православные Церкви, — заявит Святейший Афинагор, — могут посылать на Афон столько монахов, сколько сочтут нужным. Я как духовное лицо сам поручусь за тех, которые будут посланы». |