Афон Карея К духовнику о. Парфению
Затем он отправился в Карею, где в храме Протата его нашли и взяли к себе в келью два монаха, братья - Агафон и Гавриил. Фотография Кареи – столицы Афона (внизу). Храм Протата в центре - самая высокая постройка без окон. Храма Андреевского Скита тогда еще не было. Середина XIX в. Они упокоили Иосифа во всем, а когда прошло несколько дней, стали спрашивать:
– Послушай, брате, останься с нами, если хочешь: будем вместе подвизаться, и мы упокоим тебя. Или же у тебя другие планы?
– О, отцы мои! Простите меня! Я добрался в это святое место не для упокоения, а в заботе о спасении души. И Бог мне помог! Если и вы действительно хотите мне помочь, то молю вас, покажите мне какого-либо святого человека, духовного старца. Я хочу открыть ему свои помыслы и цель, которую преследую. И я сделаю все, что он скажет! Этого жаждет мое сердце…
Тогда братья отвели его к известному Афонскому духовнику о. Парфению (Скурто), святому человеку. Фотография Капсалы – келья о. Парфения (вверху). Середина XIX в. После смерти его мощи благоухали! Увидев такого богоносного духовника, молодой монах сразу открыл ему все свои помыслы и движения души:
– Отче святый, я мечтаю найти добродельного духовника, умудренного в Божественных вещах. Я хотел бы стать послушником такого старца и научиться от него самому строгому монашескому житию… Духовник ответил:
– Ты человек простой, и душа у тебя боголюбивая, не хитрая, и по-настоящему благочестивая… Провидя душевное состояние молодого монаха, Духовник подивился его решимости…
– Но… Послушай, детка! То, что ты ищешь, – это хорошее дело. Богу это угодно. И все же пока ты должен жить с братьями, с которыми ты пришел. Умоляй Пресвятую Богородицу, и она устроит все тебе на пользу…
– Да будет благословенно! Молитесь за меня, отче!
Иосиф всей душой принял первое послушание Божией Матери и отправился жить в келью к этим братьям. А келья эта называлась кельей Святого Спиридона.
Келья Святого Спиридона. Монастырь Зограф.
Келья Святого Спиридона
И вот, снова он горячо умолял Пренепорочную Деву устроить все на пользу его душе, в простоте доверившись духовнику. Сердце само находило слова:
– Пресвятая моя Богородице, ставшая мне второй матерью, ближе Тебя у меня никого нет. Вот, посмотри, Госпожа моя: с Твоей помощью я пришел на Святую Гору и снова нуждаюсь в помощи. Покажи мне духовного отца, у которого я мог бы научиться узнавать Волю Божию. Ты видишь, как жаждет мое сердце…
Теперь, когда на него сильно нападали помыслы, молодой монах тотчас прибегал к духовнику и, исповедав их, приняв совет, получал большую духовную пользу, научался борьбе. Кроме того, Иосиф получил от него для чтения патерик, который назывался Евергетинос. А когда случалось видеть духовника, Иосиф так радовался, как будто это Сам Бог присылал ему весточку.
Келья Святого Спиридона. Монастырь Зограф.
По ночам Иосиф стал поучаться в книге Евергетинос, находя в ней много нового. А днем обычно не было времени для чтения, потому что, живя на келье, нужно было делать много рукоделья.
Так мало-помалу прошел один год. Когда подошло время, по обоюдному согласию братьев Иосиф принял постриг в малую схиму с именем Илларион. (Дословно «постриг крестоношения». О традиции наречения имен при постриге см. Живое Предание) А тем временем у молодого монаха понемногу начала вырастать борода… Теперь он мог получить разрешение входить в скит!
Келья Святого Спиридона. Монастырь Зограф.
Духовный тупик
Во внутренней жизни он пытался подражать всему доброму, что видел в других. И так подвизаясь, он быстро восходил по лестнице добродетелей в сердце своем от славы в славу. Прежде всего он научился не видеть зла и искать добро в окружающих.
Он очень полюбил поучаться в словах святых, приведенных в книге Евергетинос, и как бы собеседовал в сердце с ними и слушал их:
– Никто не может возлюбить Бога в чувстве сердца, если прежде не убоится Его от всего сердца…
– Никто не сможет прийти в страх Божий, если не окажется вне всякой житейской заботы... иначе ум не сможет прийти в истинное безмолвие и беспопечение… тогда страх Божий очищает его в чувстве от всякой земляной дебелости…
– Душа, не совлекшая с себя земные заботы, ни Бога возлюбить преискренне не сможет – ни диавола ненавидеть в полной мере не научится. Потому что такая душа покрыта покрывалом житейского попечения…
Молодой монах спрашивал:
– Как я могу стяжать страх Божий?!
Один из старцев Евергетиноса отвечал:
– Прилепись к человеку, который боится Бога, и через него ты научишься, как это – бояться Бога. Как? Сам это увидишь, когда приблизишься к боящемуся Бога…
Впоследствии старец Илларион говорил нам, своим ученикам:
– Тому человеку, кто поистине подчиняется Богу, воздерживается от всего, что не угодно Владыке Христу и запрещается Его Божественными Заповедями, не только дикие звери подчиняются, но более того – ему подчиняются все бессловесные устремления и страсти души и тела. Как? Гнев подчиняется ему через смирение, которое рождается от подчинения воли. А желания, в свою очередь, подчиняются ему через его воздержание: хранение чрева, глаз, ушей, языка, рук и всех членов. Вот это и есть лествица нашего восхождения! Ведь сказано в Евергетиносе:
– Безмолвие и уединение с послушанием рождает чистоту и девство…
А в то время молодой монах недоумевал, в каком направлении двигаться дальше:
– Видимо, эта не такие чистота и девство, какие у меня есть?! Вот, я с детства в монастыре испытал различные виды воздержания: в пище, в словах, в помыслах. Но во мне не произошло никакого принципиального изменения! Так, я привык к аскетизму… – А где же благодать? Почему я ее не чувствую в себе? – Может быть, жизнь в Боге – это нечто совершенно другое, а аскетика может только подвести к этому рубежу? Может быть, во мне должно произойти тотальное изменение моего сознания? Но как?!
После долгих размышлений Иосиф пришел к выводу:
– Воздержание – это только этап духовной жизни. Он пройден, и теперь должно начаться что-то принципиально иное. Нужно найти способ более глубинного изменения моей души. Первое – я должен предаться в полное послушание старцу и научиться всецелому отсечению воли. Нужно обратить все силы сюда! Это должно быть какое-то особенное отсечение – глубинное и абсолютное. Я должен отречься так, чтобы во мне жила воля старца…
Молодой монах понял, что послушание – главное направление в котором он должен побеждать врагов. Тогда все силы он устремил на послушание, чтобы попрать все свои гордые представления о жизни. Так через духовного отца все свои желания он решил подчинить Воле Божией. Тут же он нашел подтверждение и у апостола Павла:
– Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут .
– Но что такое «помышления духовные», что такое «страх Божий»? Может быть, это какая-то совершенно иная реакция на все окружающее? А если реакция на окружающий мир должна стать превыше-естественной, то и делание должно быть превосходящим возможности естества…
Стало ясно, что книги дальше не могут ему помочь. Нужен был человек, способный научить… И снова молодой подвижник изо всех сил умолял Пренепорочную Деву:
– Владычица, яви мне человека, раба Твоего, от которого я смог бы научиться страху Божию! Я бы тогда был послушен ему – до смерти!
Один из известных вдохновителей исихастского движения на Афоне. Впоследствии жил на Кикладес
Цитаты:
– Никто не сможет прийти в страх Божий, если не окажется вне всякой житейской заботы... иначе ум не сможет прийти в истинное безмолвие и беспопечение… тогда страх Божий очищает его в чувстве от всякой земляной дебелости…
Здесь цитата из Евергетиноса: выражение «земляной дебелости» означает дословно «тяжести, вызванной низменными страстями».
– Никто не может возлюбить Бога в чувстве сердца, если прежде не убоится Его от всего седца…
– Душа, не совлекшая с себя земные заботы, ни Бога возлюбить преискренне не сможет – ни диавола ненавидеть в полной мере не научится. Потому что такая душа покрыта покрывалом житейского попечения…
Здесь цитаты из Аввы Дорофея, Диадоха Фотикийского и Евергетиноса.
Рим 8:6-8
Ин 6:37 – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут .
|