Перетягивание каната между ангелом и диаволом
На шестнадцатой ступени Лествицы четвертый монах стремглав падает влево от лестницы под тяжестью небольшого мешочка, полного монет, который висит у него на шее. Он летит прямо в зияющую пасть «Глубинного Змия», который в этот самый момент поглощает другого монаха, видны одни лишь его ноги.
Возле падающего монаха надпись: «сребролюбец». Также и в отношении монаха, уже оказавшегося в пасти зверя, написана причина его падения: «сокровище сребролюбца», и представлено оно злообразным демоном, у колен которого висит ковчежец с монетами.
Змий под Лествицей — огромный зверь с чудовищною головою, увенчанною маленькими рожками, и с выпученными глазами, горящими огнем — олицетворение ада, как это обыкновенно изображается и в других композициях. Его могучее тело свито кругами.
На той же ступени разворачивается драматическая схватка другого монаха, в борении схватившегося за левый край лестницы, в то время как один из бесов схватил его за длинные волосы (монах молод) и тащит его к зверю, в бездну.
Другой монах, старец, на той же ступени, объятый страхом и трепетом от зрелища находящегося в опасности брата, отклоняется направо и ставит свою левую ногу на семнадцатую ступень, и ангел протягивает ему свою руку. Выражение лица ангела молодого инока отражает критическое положение этого подвижника и крайнее беспокойство.
На двадцать первой ступени Лествицы другой старец, обращенный к зрителю, кажется, пребывает в глубокой задумчивости и боязни.
Он крепко ухватился за лестницу, и видно, что его влекут с обеих сторон, словно идет некое перетягивание каната между его ангелом, приближающимся, дабы укрепить его, и диаволом, бесстыдно ступившим на лестницу и явно склоняющим обуреваемого сомнениями монаха к согласию с ним. |