Шарлатан XX века
Об архимандрите Авеле (Македонове)
...Хрущев грозился «показать по телевизору последнего попа». Отец Авель в это время служил в Ярославской епархии.
В областной газете о нем опубликовали статью на весь разворот: «Шарлатан XX века». Мол, безбожник и аморальный.
Временно управлявший епархией тяжелобольной владыка Исайя (Ковалев) воспринял эту циничную клевету со слезами. «Владыка, а что же Вы плачете?» — спросил отец Авель.
«Вот, почитай». — «Что, смертный приговор? Я не боюсь. Вы, ради Бога, только не сопротивляйтесь им. Вы больной человек, выбросят Вас на улицу, куда Вы пойдете? А меня отпустите с Богом домой в Рязань».
— «Но тебе же после этого нигде не дадут служить. Работать тоже не дадут».
— «Я знаю. Но я воспитал двоих братьев и двух сестер. Уж они мне с голоду умереть не дадут. Совесть у них есть, каждый мне в день по куску хлеба даст, на завтрак, на обед, на ужин — я и проживу. А четвертый кусок-то всегда найдется кому отдать, такому же нищему, как и я».
Отец Авель уже удостоился «боевого крещения». В 1950 году, еще при Сталине, ему предписали покинуть Рязань в 24 часа...
— Они надеялись, что я озлобился на советскую власть и вот-вот примкну к «врагам рабочего класса». Но я все воспринимал как волю Божью. Всегда жил счастливым человеком и никому не завидовал.
А когда мне все-таки разрешили входить в алтарь, это была несказанная, величайшая радость! Тяжело было не служить. Мне советовали публично отречься от Бога, чтобы устроиться на работу. Я отвечал, что никогда не отрекусь от Того, Кого я любил и люблю.
Доафонская жизнь архимандрита Авеля в чем-то самом существенном очень похожа на жизненный путь Старца Ипполита. Да, жили так, сказать по правде, далеко не все. Но, может, потому они и любили, и понимали друг друга, что крест служения Богу и ближнему был для них обоих одинаково желанным.
Старец Ипполит (Халин) К оглавлению |