Синаксарист
И хотя члены тела его пронизывает боль, и он кричит и стенает по естеству, но в душе его обретается счастье, и оттого он радуется и веселится ради радости и надежды на воздаяние...»11
Так и преподобный Никодим Святогорец, могущий все в укрепляющем его Христе2 и побуждаемый на новые творения уверенностью, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас13, между умной молитвой и телесными скорбями взялся за исправление «Синаксариста14 двенадцати месяцев», объемного труда, требующего больших познаний, многого терпения и великой самоотдачи. Ум святого был ясен, а любовь его к облаку свидетелей15 — крепка, что и позволило принести в дар Церкви Христовой серьезнейшую литургическую книгу, которой не было прежде.
Из публикуемого далее и прежде не издававшегося письма святого Никодима Святогорца Григорию V мы узнаем, что работа над «Синаксаристом» заняла два года. Исходя из того, что в келлии Скуртеев он пробыл всего лишь год, можно заключить, что этот труд был начат годом ранее, в каливе преподобного в Капсале.
В «Синаксаристе», пишет преподобный Никодим, «...содержатся не немногие святые, но тысячи, десятки тысяч, миллионы и многое множество святых... чтобы их молитвами ты, христианин, получил отдых от жара искушений, чтобы они оросили тебя потоками своей благодати, когда ты иссыхаешь от пламени страстей, чтобы они покрыли тебя свыше...
|