Пожар Свято-Пантелеимоновском монастыре
Будто бы из вечности, из глубины веков обращался к инокам самодержавный Император Византии Алексей Первый Комнин:
«Отцы святые, обитающие на Святой Горе Афон)! Знайте, что ваша Царственнейшая и Божественная Гора — превосходнее всех гор во Вселенной. А вы — наш свет и наша соль. Так мы полагаем и так мы верим. И не только цари христианские, но и самые народы, окрест нас обитающие, и они с нами умиляются и радуются вашему житию сверхчеловеческому. Радуйтесь о Боге и молитесь о Державе нашей и о всем мире. Честныя же и святыя молитвы ваши да подарятся нам и да помогут нам в час исхода...»
Двадцать третьего октября 1969 года, вскоре после приезда отца Ипполита, в Свято-Пантелеимоновском вспыхнул страшной силы пожар, который уничтожил более 70 процентов построек.
Его зловещие следы на много десятилетий останутся в монастыре...
— Все делали потом сами: и камни ворочали, и мешки с цементом на себе таскали, это сейчас рабочие штукатурят, — с облегчением посмотрел на нас пожилой иеромонах, отец Мартиниан. — И то, к примеру, надо окно сделать дверью. Вот и разбиваешь ломом старую кладку, да раствор подвозишь, опять же - сам.
А отец Ипполит еще успевал туристов водить по монастырю, экскурсоводом был. Но туристы в наш монастырь в то время наведывались только по праздникам. В обычные-то дни полстола братии было в трапезной. Ни паломников, ни трудников, никого...
Не от сладкой жизни пришлось сдать в многолетнюю аренду богатым грекам Тсандали монастырские виноградники: ухаживать за ними было просто некому. Но от аренды появился доход, и хозяйство стало налаживаться. Гора Афон оживала в новых людях.
|