Главная
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Заказать поминание на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
28 октября
Святогорские Панигеры: Ватопед - икона Всецарица или Пантанасса
Осталось 6 дней

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group, на странице facebook web в на канале Youtube и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НАПИСАТЬ ИКОНУ НА АФОНЕ / ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИКОНОПИСИ ИКОНЫ АФОНА, ЗАПАДНЫЙ СТИЛЬ
Тенденции в современной иконописи Иконы Афона, западный стиль

 

Современный монах - иконописец на Афоне. Монастырь Ксенофонт

 

 

 

 

Купить иконы на Афоне
Тенденции в современной иконописи

Иконы Афона, западный стиль

 

 

Продолжаем цикл статей для тех, кто собирается купить иконы на Афоне. Здесь мы рассмотрим, чем отличается восточное направление в живописи от западного. Не стоит заострять внимание на приемах, обратимся сразу к догматическим тенденциям.

Тенденция в живописи к натуральным изображениям, которую называют западный стиль, то есть  стиль «развоплощенной иконописи», будем так называть для простоты, на самом деле восходит к первохристианским гностическим течениям. Но богословски она была оформлена одним из величайших умов того времени - Оригеном.

Уже в учении Оригена можно различить два направления: для посвященных и непосвященных. Как раз второе направление и раскрывает «тайное знание», якобы вочеловечение Христа является лишь переходной стадией в процессе «возвращение Его к исходному состоянию...» (Толкование на 22 главу Ин. Перевод наш Святая Гора по SC  120, 85.)

«...Если мы проповедуем телесное Евангелие, то познаем Христа - Распятого... А если уже приносим плоды и восходим к Духу - то познаем... Слово, которое «в начале было у Бога»...» (Толкование на 22 главу Ин. Перевод наш Святая Гора SC  120, 85.)

Здесь сформулирована тенденция, которая все чаще будет проявляться в последующие столетия. В данном случае видимое понимается только как тень невидимого. А с другой стороны, в образе подчеркивается лишь его недостоинство по сравнению с первообразом, что гротескно выразит впоследствии Евсевий Кесарийский.

Западная иконописная традиция будет развиваться именно на этих положениях: видимое на Западе будет пониматься только как тень невидимого, а аспект откровения первообраза - вообще будет отрицаться.

Ошибка в том, что при таком подходе не учитывается важный аспект: образ - есть откровение первообраза.

Подобному монофизитству на Востоке будет противопоставлена Александрийская школа. Святители Афанасий и Кирилл поставят перед собой вопрос:

- Действительно ли Логос-Христос остается образом Невидимого Бога и по Вочеловечении?

Восточные отцы создают идею образа - единосущного первообразу. Это догматическое учение позволит описать и как-то выразить великую тайну Воплощения, понять которую уму не под силу.  

Как сформулирует свт. Кирилл:

«Образ - это воссияние (эллямпис) или отражение естества отца...» (Перевод наш Святая Гора по PG 69.561)


Впоследствии любое умаление значения обаза называлось Отцами ересью... Первообраз неописуем, тогда как образ можно описать. И тем не менее Бог остается неописуем! Эта антиномия вызывала непонимание на протяжении всей Истории Церкви.

 

 

Эта проблема так и прошла через всю историю Церкви. Наконец, «ересь», с которой борется прп. Симеон Новый Богослов, является типологически схожей с «ересью» или исторической проблематикой и Александрийской школы - и паламитских исихастских  споров. В обоих случаях доминантой оказывается становится понятие описуемого Божества как предмета познания рассудка.


Палама пишет о Григории Акиндине: «… он считает Бога описуемым (заключаемым в границы), а оградой для Него делает небесную кривизну…».

С понятием описуемости и ограниченности Божества прп. Симеон полемизирует в 52-м гимне, который представляет собой догматический трактат. В 1-м же гимне он высмеивает понятие рассудка как средства познания Бога: те, кто полагают рассудок как средство богопознания, пусть знают, что как раз в их-то разуме Бог и не воссиял (1.68-69). Прп. Симеон более подробно развивает эту тему в Cat. 29 (cр., Cat. 29.181) и в Euch.2.102-108.

Полемика с понятием описуемости Божества в контексте учения о богопознании была свойственна студийской традиции еще до прп. Симеона. Так прп. Феодор Студит в посланиях развивает бинарную оппозицию: перграптон - аперграптон.

Важно понять, что Отцы доказывали невозможность описать и понять первообраз средствами  рассудка. Для этого нам и дается образ. Бог неописуем, но эта тайна открывается сердцем человека, а не умом, как это пытались объяснить латинские богословы, что и привело Запад к монофизитству в иконописи, отрицанию сакрального языка иконописи, натуральным чертам и живым изображениям.

Нужно разбираться в этих тенденциях и понимать, что выбриая иконы вы исповедаете свою веру. Как жаль, что и сами иконописцы теряют понимание догматических основ своего искусства, подменяя сакральность, как символический язык сердца, -  идеями ума о творчестве и обновлении.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2012/02/15, 16:39:53
Икону чувствуешь сердцем-невозможно растолковать словами,почему так потрясает Спас Андрея Рублева или притягивает Христос Пантократор из Синая.Смотришь и чувствуешь,что Господь всматривается в тебя,хочется плакать и каяться. "Видеть можно только сердцем".
Р.Б. Наталия
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Заказать поминание на Афоне
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево