Самый типичный афонский храм
Но, конечно, восстановлены они строго по прежнему плану: на Афоне традиции сильнее, чем где бы то ни было. Поэтому, описав здесь ксиропотамский главный храм, я воздержусь в дальнейшем от описания прочих афонских храмов за исключением тех случаев, когда устройство храма представляет уклонение от общего типа.
Как я потом во время нашего путешествия по Афону убедился, ксиропотамский храм представлял собой самый типичный афонский храм.
Сначала мы попали в светлый внешний притвор (экзо-нарфик), очень напоминающий стеклянные галереи в южных богатых домах, расписанный довольно яркой, новой живописью.
Солнце врывалось в широкие окна и, отражаясь от белых каменных плит, наполняло просторный притвор приятным, радостным светом. Несколько деревянных стасидий стояло вдоль восточной, прилегающей к храму, стены.
Игумен открыл дверь, ведущую в самый храм, и мы очутились теперь во внутреннем притворе (эндонарфике), высоком, полутемном и прохладном. Вдоль расписанных потемневшей живописью стен шли темного дерева стасидий.
Две четырехгранные колонны, украшенные иконами, поддерживали высокий сводчатый потолок. Тяжелая завеса закрывала арку — вход в самый храм, и на гвоздике около этой арки висела епитрахиль. Я сейчас же вспомнил указания Устава, где девятый час, повечерие и некоторые другие службы указывается совершать в притворе: на Афоне действительно эти службы совершаются, согласно Уставу, здесь, перед этой завесой, не входя в храм.
И.А. Гарднер, Афон Впечатления и воспоминания. К оглавлению...
И.А. Гарднер (1898-1984) |